Почему бы вместо переписи населения не обратиться к данным ЗАГСа или МВД? Этот вопрос может показаться простым только на первый взгляд.
Действительно, свои базы данных имеют ЗАГСы, МВД и другие ведомства, но эти базы не содержат информации, которая собирается во время переписи. ЗАГС, например, может предоставить информацию о бракосочетаниях, разводах, рождениях и смертях, но какое количество семей и в каком составе живет в определенном регионе, узнать таким образом невозможно.
Также ни в таких базах данных не содержится информация о брачной структуре населения. Доля незарегистрированных браков среди россиян до 30 лет, по некоторым данным, составляет до 30% от общего количества союзов. Также нередки случаи, когда мужчина и женщина живут отдельно, но по документам еще не развелись. А эти данные важны, например, для прогноза рождаемости и планирования строительства дошкольных учреждений и школ.
Корректно посчитать людей на определенной территории только по их по регистрации также нереально. Жить они могут не там, где зарегистрированы. Пример — перепись 2002 года, когда региональные власти в нескольких субъектах в Сибири и на Дальнем Востоке усомнились в точности подсчета численности населения, заявив, что цифры занижены. Выяснилось, что перепись показала точные данные: многие жители попросту переехали в европейскую часть России, но сохранили прописку, чтобы не потерять дальневосточные пенсии и надбавки.
Тем более нельзя собрать по базам сведения о национальности, владении языком, готовности выйти на работу и многие другие. Эти данные собирают только во время переписи со слов респондентов, и они крайне важны: на них опираются многие государственные программы и прогнозы. Например, данные об использовании языка коренных народов Крайнего Севера показывает необходимость господдержки для сохранения национальной культуры.
Тогда возникает другой вопрос: зачем вообще нужны базы данных, если информация в них неактуальна? Они, безусловно, нужны, и информация актуальна, просто базы выполняют узкую ведомственную задачу, они фиксируют юридические события: например, когда человек рождается, получает высшее образование или женится. Но эти данные не демонстрируют реальное состояние населения в целом.