Найти тему

Лебяжье - поселок на берегу моря в часе езды от Петербурга: поляна Бианки, лоцманская слобода и великолепные закаты

Примерно в часе езды от Петербурга находится небольшой посёлок с очень поэтичным названием. Лебяжье, протянувшееся на несколько километров вдоль Финского залива, ранней весной становится местом стоянки лебединых стай.

В свое время в этой приморской деревеньке обитал знаменитый русский писатель Салтыков-Щедрин, который не очень лестно отзывался о местном населении и его нравах. Морскими пейзажами вдохновлялся, пожалуй, самый известный дачник Лебяжья Виталий Бианки, а сохранившаяся до наших дней Лоцманская слобода до сих пор производит если не монументальное, то по крайней мере очень добротное впечатление. В общем, обо всем по порядку.

Река Лебяжья
Река Лебяжья

«Поляна Бианки» и частные заборы

Несмотря на относительную близость к Петербургу, эта часть побережья Финского залива никогда не пользовалась особой популярностью у горожан. Да и в целом залив стали воспринимать как место для отдыха и развлечений только в самом конце XIX века. Именно здесь, в Лебяжьем, провел свои детские и юношеские годы известный писатель Виталий Бианки.

Финский залив в Лебяжьем
Финский залив в Лебяжьем

Каждое лето вплоть до 1915 года он вместе со своей семьей приезжал в эту скромную деревеньку на берегу моря в небольшой дачный домик, окруженный вековыми соснами. К сожалению, родовая усадьба писателя до наших дней не сохранилась, зато вместо этого появился, можно сказать, народный заказник «Поляна Бианки». Уникален он тем, что был создан благодаря инициативе местных жителей, желающих воспрепятствовать очередной застройке берега Финского залива.

Поляна Бианки
Поляна Бианки

Сам по себе парк - это территория в 20 гектаров с роскошными соснами, гигантскими валунами, криками чаек, есть даже несколько мест для пикников, симпатичный мостик через какой-то ручеек, колодец и, конечно же, бескрайние морские просторы. Считается, что «Поляна Бианки» - это первый муниципальный заказник в нашей стране, который, кстати, несмотря на свой охранный статус, полученный еще в 2008 году, не раз пытались застроить, уничтожив прибрежную растительность.

Кстати, с именем Бианки хотели связать еще одно место. На этот раз в самом Петербурге. В Приморском районе рядом с Юнтоловским заказником сейчас создают экопарк, который собирались назвать в честь писателя, однако местная администрация выступила категорически против, посчитав, что парк обязательно будут неприлично величать «лес Бианки».

Финский залив у поляны Бианки
Финский залив у поляны Бианки

Но вернемся в Ломоносовский район Ленинградской области. Прогулка по побережью в ясную погоду, безусловно, может доставить массу удовольствия. Если присмотреться, то можно разглядеть не только торговые суда в Маркизовой луже, которые следуют по искусственно вырытому Морскому каналу, но и башню «Лахта центра».

"Лахта центр". Вид из Лебяжьего
"Лахта центр". Вид из Лебяжьего

Далеко уйти по берегу не получится, рано или поздно возникнет препятствие в виде забора, принадлежащего владельцу какого-нибудь коттеджа. И хотя по закону водоохраной зоной считается 20-метровая береговая полоса, кажется, здесь это никого особо не волнует. «Поляну Бианки» не пустили под застройку и на том спасибо.

-8

Три кабака на 24 души

В самом центре поселка возле здания местной администрации находится памятник писателю Михаилу Салтыкову-Щедрину, которому приписывают фразу: «Разбудите меня лет через сто, и спросите, что сейчас делается в России. И я отвечу — пьют и воруют». И хотя ничего подобного он не писал, зато оставил весьма интересную характеристику Лебяжьего образца 70-х годов XIX века, где знаменитый писатель провел два лета.

Памятник Салтыкову-Щедрину
Памятник Салтыкову-Щедрину

Население в ту пору в деревне было смешанным, причем жили здесь преимущественного финны. Столб при въезде в деревенский поселок, по воспоминаниям Салтыкова-Щедрина, был украшен надписью: «душ — 24, дворов — 10», а на это «громадное» население работало аж три кабака, которые пустовали крайне редко. Правда, для украшения памятника писателю, установленного в 2011 году, почему-то выбрали другие цитаты классика - про любовь к России до боли сердечной.

По соседству, на противоположной стороне центральной улицы поселка (Приморской) находится памятник Защитникам Ленинградской неба. В годы Великой Отечественной войны само Лебяжье не было оккупировано захватчикам, однако неподалеку на Ораниенбаумском плацдарме располагался военный аэродром. Интересно, что самолет-памятник - это настоящий штурмовик ИЛ-2, пропавший без вести в феврале 1943 года и найденный на другом конце Ленобласти в 70-х годах прошлого века. Частью мемориала в Лебяжьем он стал в 2003 году.

Памятник Защитникам Ленинградской неба
Памятник Защитникам Ленинградской неба
-12

Примерно в шести километрах от этого места находится знаменитый Форт «Красная Горка», ныне открытый для посещения. Об этом оборонительном сооружении в двух словах не расскажешь, поэтому сделаю о нем отдельную публикацию, а пока вернемся в Лебяжье. Сегодня в поселке действуют два православных храма и, что примечательно, оба освящены в честь Николая Чудотворца. Да и находятся они недалеко друг от друга.

Форт "Красная Горка"
Форт "Красная Горка"

Лоцманское поселение

Один из них построен стараниями Общества кронштадтских лоцманов в начале XX века. Собственно, от этой домовой церкви, располагающейся в большом деревянном здании и начинается так называемая Лоцманская слобода, где сохранились деревянные дома с полуторавековой историей. Правда, не один из нынешних владельцев этих зданий не является потомками тех, кто их когда-то строил вдоль берега Финского залива.

Появилось Лоцманское селение в окрестностях Лебяжье в середине XIX века. За каждое проведенное по Финскому заливу судно на Васильевский остров лоцманы получали доход. После Октябрьской революции лоцманов из Лебяжья перевели на службу на Подзорный остров в Петербург, а в последствии большая часть специалистов этой редкой профессии подверглась репрессиям. Немногим, признавшим финские корни удалось эмигрировать в Суоми, остальные получили расстрельные приговоры за шпионаж, так как по роду службы лоцманы владели несколькими языками и , само собой, общались с иностранными коллегами. А дома их остались - они сосредоточены на Лоцманской улице, а само селение считается вновь выявленным объектом культурного наследия.

Сегодня в здании Лоцманского собрания, построенного в 1903 году, располагается упомянутый уже выше домовой храм Николая Чудотворца. Это был первый случай в истории поселения, когда местные жители решили построить здание по проекту приглашенного из Петербурга архитектора. До этого все постройки возводились исключительно своими силами.

Здание Лоцманского собрания с Никольской церковью
Здание Лоцманского собрания с Никольской церковью

Николай Долбинский разработал проект, а когда строительство было практически завершено, выяснилось, что в здании не хватает одной небольшой детали - церковь запроектировать забыли. В результате домовой храм пришлось художественно вписывать в уже имеющуюся архитектуру. Кстати, получилось, на мой взгляд, неплохо. Храм располагается на втором этаже и выглядит очень просторным и светлым. Обойдя здания по периметру, мы обнаружили следы пожара: когда именно он произошел, не знаю, а спросить было совершенно не у кого: в церкви как и на ее территории не было ни души.

Историческая застройка поселка
Историческая застройка поселка

В целом исторических домов в Лебяжьем сохранилось немного. Например, есть домик сторожа-дворника, построенный не позднее 1875 года. В 2010 году здание передали петербургской епархии, однако на его состояние это никоим образом не повлияло. А еще немного и спасать будет уже нечего.

Домик сторожа-дворника в 2020 году
Домик сторожа-дворника в 2020 году
Это же здание в 2010 году
Это же здание в 2010 году

От Лоцманского поселения недалеко до еще одного храма Николая Чудотворца. Церковь была построена на средства лоцманов, по проекту знаменитого архитектора Василия Косякова (Морской собор в Кронштадте тоже его работа) в 1915 году. Попасть внутрь нам не удалось, так как велись реставрационные работы.

Церковь Николая Чудотворца
Церковь Николая Чудотворца

Еще советую прогуляться по улочке, идущей вдоль реки Лебяжья к Финскому заливу (Детский переулок). Места здесь хоть и дикие, но очень живописные, особенно в так называемый золотой час. А главное, здесь можно спокойно пройтись по берегу моря: людей практически нет (но не факт, что в любое время года) и заборы не преграждают путь отдыхающим.

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал , чтобы не пропустить новые публикации)

Читайте также:

- Петербург - город у моря, но местные жители этого не замечают, а власти не ценят

- Почти пляж, почти на море: как выглядит берег залива на Васильевском, ещё не тронутый намывом