Президент США Байден называл «Северный поток-2» угрозой Соединенным Штатам в области безопасности, когда баллотировался на свой пост, а теперь считает, что все в порядке. Когда Джо Байден был кандидатом в президенты США в прошлом году, он жестко говорил о необходимости прекращения строительства российско-германского газопровода «Северный поток-2» как об угрозе и европейской безопасности. На этой же неделе он снял санкции с немецкой компании, ответственной за проект.
Поступив так, Байден отверг опасения своих восточноевропейских союзников и порадовал канцлера Германии Ангелу Меркель, продемонстрировав российскому лидеру Владимиру Путину, что он не намерен жестко наказывать Россию за оккупацию частей Украины или подавление диссидентов у себя дома. Правда, Байден по-прежнему планирует наложить санкции на более мелкие российские компании и корабли, участвующие в предприятии, но освобождение немцев от ответственности снижает шансы заблокировать строительство трубопровода. Информационные агентства процитировали представителя Госдепартамента, заявившего, что прекращение проекта теперь является «долгим шансом». Его можно будет закончить к концу года.
Это далеко отходит от жесткой линии, которую Байден придерживался, когда выступал против Дональда Трампа. Трамп наложил санкции на трубопроводную компанию Nord Stream2 AG, которую возглавляет бывший агент разведки из Восточной Германии и союзник Путина. Байден же, обещая балтийским союзникам по НАТО что будет выступать против «Северного потока-2», отметил: –«Этот проект серьезно поставит под угрозу доступ Украины к российскому газу». После вступления в должность президента он назвал трубопровод «плохой сделкой для Европы».
Его решение также противоречит комментариям госсекретаря Энтони Блинкена во время слушаний по утверждению его кандидатуры в Конгрессе прошлой зимой. Блинкен сказал, что он «полон решимости сделать все, что в его силах, чтобы предотвратить завершение» строительства трубопровода. Но умиротворение Германии выглядело больше показательно для американской администрации, чем наказание Путина. Блинкен теперь говорит, что продолжение проекта отвечает национальным интересам, потому что Германия этого хочет, и, следовательно, это «соответствует обещанию президента восстановить отношения с нашими союзниками».
Правительство Меркель быстро выразило всему этому удовлетворение. Министр иностранных дел Германии Хайко Маас сказал, что Германия рассматривает это решение как конструктивный шаг, который «принимает во внимание исключительно хорошие отношения, которые были установлены с администрацией Байдена». Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков сказал, что этот шаг предсказывает нормализацию отношений с США и отражает «некоторую нормальность в политике Америки», имея в виду контраст, имевший место в бурных отношениях с администрацией Трампа.
Решение вызвало фурор и в Вашингтоне. Республиканские политики предположили, что Байден занимает мягкую позицию в отношении России, несмотря на то, что только в прошлом месяце назвал Путина убийцей. Сенатор-республиканец Бен Сасс высмеял это решение. «Совсем недавно, два месяца назад, президент Байден назвал Путина «убийцей», а сегодня он планирует предоставить Путину, его режиму и его соратникам огромное стратегическое влияние в Европе», – сказал он.
Германия рассматривает трубопровод как коммерческое благо и средство обеспечения стабильных поставок природного газа, которые не будут прерваны Украиной. В прошлом Россия блокировала потоки газа по своему трубопроводу в рамках давления на Киев, чтобы он вступил в союз с Москвой. Союзники по НАТО Болгария, Чехия, Эстония, Греция, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния и Словакия – все страны, которые когда-то находились под пятой Советского Союза, выступили против «Северного потока-2». То же самое и с Украиной – завершение строительства «Северного потока-2» лишит Украину платы за транзит, которую она взимает с Москвы.
Парламент Европейского союза обратился к Германии с просьбой отменить строительство трубопровода «Северный поток-2» из-за отравления, которое возлагается им на службы безопасности Путина, лидера российской оппозиции Алексея Навального. Однако, Меркель отказалась увязывать трубопровод с проблемами прав человека в России.
Десятки немецких и европейских компаний вовлечены в проект стоимостью 11 миллиардов долларов, который завершен на 95 процентов. Меркель, покидающая свой пост в этом году, заявила, что сделка была просто «коммерческим» предприятием, хотя российский партнер Германии по проекту, «Газпром», владеет контрольным пакетом акций российского государства.
Бывший канцлер Герхард Шредер возглавляет так называемый комитет инвесторов в «Северном потоке» и входит в совет директоров «Роснефти», крупной российской нефтяной компании. Немецко-российские отношения вызывают озабоченность у союзников Германии: не перевешивают ли деловые предприятия Берлина его самопровозглашенную приверженность европейским ценностям, не говоря уже о его привязанности к НАТО?
В этом ключе Германия настаивала на заключении новой торговой сделки с Китаем, игнорируя просьбу Байдена, подождать, пока он сможет проконсультироваться с Меркель как президентом. Парламент ЕС отказался ратифицировать сделку из-за проблем с правами человека в связи с репрессиями против уйгурского меньшинства в провинции Синьцзян и выступающих за демократию диссидентов в Гонконге. Меркель сказала, что предпочитает, чтобы Германия вела «диалог по правам человека», а не использовала торговлю как инструмент давления. Однако правительство Германии недавно притормозило выход китайского гиганта связи Huawei в немецкую сотовую сеть 5G. Это добавило возможное право вето правительства на участие «подозрительных» компаний. Этот шаг представляет собой трудный баланс для Германии, отношения которой с Китаем стали ключом к ее экономическому здоровью. Китай сейчас является ведущим торговым партнером страны, опережая США и Нидерланды.
DANIEL WILLIAMS