Найти тему
КиноХайп

«Титаник» Джеймса Кэмерона. Зарождение идеи и помощь Русских

Оглавление

Миллионам человек в мире знакома плачевно известная история о «непотопляемом» лайнере «Титаник». Во многом, благодаря художественному фильму Джеймса Кэмерона с одноименным названием. Картина с одиннадцатью премиями «Оскар» и самым долгим временем в прокате занимает высокое место в общемировом рейтинге фильмов. Великий режиссер смог передать человеческое горе, любовь, ненависть и атмосферу тех лет, утвердив себя как мастер своего дела.

Кадр из к/ф «Титаник»
Кадр из к/ф «Титаник»

Несмотря на ошеломительный успех, съемочная команда столкнулась с множеством проблем. История зарождения легенды кинематографа описана в этой статье.

Джеймс и его «грезы»

Джеймс заинтересовался проектом за 10 лет до идеи о съемках. После просмотра документального фильма «Правда о Титанике» снятая для канала «National Geographic», который был посвящен обнаружению обломков.

Будучи уже популярным режиссером, известным по фильму «Терминатор», Джеймс сделал несколько пометок в дневнике:

Снять историю, привязанную к современности… происходящее в наше время пересекается с воспоминаниями выжившего героя… необходима загадка или главная сюжетная линия».
-2

Следующие годы он занимался другими проектами. «Бездна», «Терминатор-2» и «Правдивая ложь» не смогли отбить мечту о «Титанике» у режиссера.

После премьеры фильма Эла Гиддингса «Титаник: Сокровище глубин», Кэмерон понял, что он готов. Джеймс узнал про российского учёного-глубоководника Анатолия Сагалевича через своего друга, который рассказал ученому, что «Титаником» заинтересовался сам Джеймс Кэмерон, и рассказал о его планах снять художественный фильм, с элементами погружения к затонувшему лайнеру.

Джеймс Кэмерон осматривает точную модель останков Титаника, покоящегося на глубине четырех километров.
Джеймс Кэмерон осматривает точную модель останков Титаника, покоящегося на глубине четырех километров.

Режиссер высоко оценил технические возможности российских аппаратов «МИР», и в июле 1992 впервые посетил Россию. Из воспоминаний Анатолия Сагалевича:

«Мы летим с ним из Москвы в Калининград. Джеймс рассказывает о своих творческих замыслах — надоели разные кинофокусы, компьютерная графика, бесконечные ристалища… Словом, всё то, чего на экранах более чем с избытком; хочется создать по-настоящему человечный фильм, показать характеры людей, которые тогда плыли на «Титанике». И конечно же, с помощью подводных съёмок и специальных эффектов необходимо показать масштабность трагедии, происшедшей с «Титаником». Необходимо, наконец, чтобы люди поняли, что «Титаник» был символом своего времени. Мы попробуем организовать подводную студию на глубине 3800 метров».
Глубоководный аппарат «МИР»
Глубоководный аппарат «МИР»

Мы приняли решение. Начинаем съёмки…

Вернувшись из России, Джеймс занялся написанием сценария фильма, а через два года, Сагалевич написал ему:

«Если Вы хотите делать фильм, то сейчас или никогда. Мы живы, в хорошей форме, и на аппаратах «МИР», которые сами сделаны на уровне искусства, можем под водой создать настоящее кино, которого в Голливуде ещё не было».
Российское научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш»
Российское научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш»

23 августа 1995 года «Академик Мстислав Келдыш» с двумя аппаратами «МИР» на борту пришел в канадский порт Галифакс. К этому времени были изготовлены специальные прожекторы и подводные кинокамеры. Для фильма был модифицирован модуль «МИР-2» для съемок внутренних помещений «Титаника».

Нос затонувшего лайнера. Кадр из к/ф «Титаник»
Нос затонувшего лайнера. Кадр из к/ф «Титаник»

Большинство команды «Академика Мстислава Келдыша» не говорило по-английски, а раскадровка подводных сцен - процесс трудный. Специально для этого, построили четырехметровую модель останков затонувшего лайнера. На ней Джеймс вместе с русскими операторами глубоководных аппаратов до мелочей прорабатывал те движения, которые им предстояло сделать на глубине четырех километров.

Репетиция съемок перед очередным погружением
Репетиция съемок перед очередным погружением

Про первую встречу с «Титаником» Джеймс вспоминал:

«В какой-то миг меня озарило: «Титаник»- вовсе не миф. Его существование не ограничивается прошлым, оно простирается в настоящее. Он находится на дне, на глубине двух с половиной миль в том самом месте, где затонул, столкнувшись с айсбергом. И если у вас достанет изобретательности, вы можете спуститься туда и взглянуть на него. И заснять его.
Утреннее совещание перед очередным погружением
Утреннее совещание перед очередным погружением

После двенадцати погружений, Джеймс Кэмерон пропитался морской атмосферой и сплотился с нашей командой:

«После того как я увидел обломки настоящего «Титаника», мне стало ясно, что я не имею права ни в чём схалтурить. Когда мы с русскими закончили подводные съёмки, я попросил всех собраться на палубе. Перед этим мы снимали всю ночь и весь день, больше 17 часов. Люди были предельно измотаны, но все собрались на носу корабля, и мы спустили на воду венок, на котором написали: «Памяти пассажиров и экипажа «Титаника»». Наш фильм — кинематографический венок этим людям».

Окончание съемок и крепкая дружба

Эл Гиддингс, Джеймс Кэмерон, Анатолий Сагалевич, Михаил Виноградов
Эл Гиддингс, Джеймс Кэмерон, Анатолий Сагалевич, Михаил Виноградов

Завершив подводные съемки, Джеймс остался в восторге от проделанной ими работы. Горячо отзывался о командах из Канады, США и был благодарен команде Российских исследователей за помощь в уникальном деле. Анатолий Сагалевич и Джеймс Кэмерон стали товарищами, встречи которых проходят и в наши дни. Однако на этом все не закончилось, впереди были съемки «живого» Титаника, воскрешённого Джеймсом.