Думаю, каждый из вас хотя бы однажды сталкивался с ситуацией, когда ученик казался безнадежным. Шли месяцы, а результат не соответствовал ожиданиям: новые слова не запоминались, в грамматических конструкциях из раза в раз повторялись типичные ошибки, да и языковой барьер преодолеть не удавалось. Порой безнадежным считал себя сам студент, а порой это чувствовали вы. Наверняка, у вас, у него или даже у обоих в конце концов опускались руки, ваши пути расходились. Но действительно ли такие ученики безнадежны? Давайте обсудим подробнее с двух сторон: ученика и учителя.
«Я безнадежен»
Это ситуация, в которой не уверен в себе именно ученик. Бывает, что ученик из урока в урок продолжает говорить о том, что он не видит прогресса, что он безнадежен и ничего не добьется. При этом вы – преподаватель – так не считаете. Необязательно при этом студент начинающий, нередко мы встречаемся с неуверенными людьми с английским Intermediate и выше – ученики просто «застревают» на определенном уровне (это явление получило название «эффект плато») и не чувствуют развития. Подробнее почитать об этом эффекте можно в англоязычных статьях нашего блога:
Getting over the Intermediate Plateau
Overcoming the Intermediate Plateau
Что делать?
Если ученик делает первые шаги в изучении языка:
Объясните, что для мощного прорыва требуется время, а пока стоит сфокусироваться на маленьких шагах на пути к большой цели. Формулируйте их вместе, чтобы они были реально достижимыми. К примеру, для того, чтобы «сделать рывок», нужно научиться: а) рассказывать о себе; б) рассказывать о своей семье и друзьях;
в) рассказывать о своей профессии и тд.;
Регулярно демонстрируйте студенту промежуточные результаты, которых он достигает, в идеальном варианте – по итогам каждого урока (сегодня мы выучили N слов, прошли новую грамматическую тему, впервые составили монолог и т.д.). Важно отмечать положительные изменения, даже самые маленькие – например, ученик перестал путать have и has;
Время от времени просите ученика самостоятельно анализировать свой прогресс: что ему удается, а что – пока нет. Это важно проговорить вслух, чтобы после урока студент не уходил в свои мысли и не накручивал себя.
Если ученик «застрял» на среднем (и выше) уровне:
Объясните, что на высоких уровнях прогресс менее ощутим и заметен, но он, тем не менее, есть;
Периодически делайте записи уроков с разрешения ученика, чтобы не смутить его. К примеру, записи можно сделать в сентябре и в декабре – пусть студент почувствует разницу;
Проделывайте упражнения, которые подчеркнут разницу между уровнями: например, просите ученика заменять простые слова в текстах, которые вам встречаются, на аналогичные слова продвинутого уровня;
Продемонстрируйте ученику чек-лист для проверки соответствия уровню, разработанный не вами, а сторонним специалистом. Такие, к примеру, составляют методисты Skyeng, и они пользуются большой популярностью среди подписчиков школы в социальных сетях:
Отличный вариант для неуверенных в себе высокоуровневых учеников: сдать международный экзамен, получить сертификат и подтвердить уровень владения. Однако вы как профессионал должны оценить, стоит ли игра свеч – зажжет ли это в ученике огонь или же, напротив, потушит искру.
«Он безнадежен»
Ситуация SOS: ученик продолжает заниматься с вами и его все устраивает, однако положение дел совсем не устраивает вас: вам кажется, что все, что вы вкладываете в него – без толку, цели не достигаются, прогресс не ощущается. Вам даже может стать стыдно – ведь ученик платит за обучение, но «лед не трогается». Так себе деятельность учителя и ученика, не правда ли?
Что делать?
- Не винить себя. Стоит понять, что взрослые люди не будут продолжать занятия просто так, особенно если они стоят денег. Если человек сотрудничает с вами, значит ему хорошо и комфортно. Может быть, он и не стремится к великим результатам, а просто хочет приятно проводить время, общаясь с вами на иностранном языке. Это его выбор и его решение.
- Провести диагностику ситуации: с чем связан медленный прогресс? Возможно, у ученика плохая память – попробуйте специальные упражнения на уроках. Возможно, он совсем не закрепляет пройденное дома, игнорируя домашнее задание – нужно принять меры. Каждую проблему нужно решать индивидуально, однако, прежде всего, важно ее обнаружить. Проблемное обучение иногда только кажется таковым.
- Попробуйте подогреть интерес ученика к занятиям. Вспомните, с какой целью он пришел к вам изначально. Не сбились ли вы с намеченного маршрута? Сделайте акцент на увлечениях ученика – наверняка, маме троих детей малоинтересно обсуждать футбол, равно как и взрослому мужчине – косметику. Понятно, что эти примеры гиперболизированы, однако факт остается фактом – если человек увлечен какой-то темой, языковой барьер начинает «сходить на нет». Разработайте wow-урок для вашего студента, а помогут вам в этом наши статьи:
How to make your lesson a WOW for your students
Онлайн-урок с детьми с WOW-эффектом
Персонализируем уроки английского с интернет-ресурсом Days Of The Year
Мы в Skyeng считаем, что безнадежных студентов не бывает! И наши методисты помогают преподавателям в решении даже самых сложных ситуаций. Но иногда мы сталкиваемся с несовместимыми парами учитель-ученик. Люди разные, и порой не сходятся просто в характере или по образу мышления. И в этом нет ничего страшного! Поскольку в школе всегда много учеников, у нас есть возможность перераспределить: сделать так, чтобы всем участника процесса работалось комфортно. Хотите присоединиться к нашей команде? Тогда вы знаете, что нужно делать! ;)