Не поморским Севером единым живы наши жители, они ещё и путешествуют в другие регионы и страны. Я вот тоже не стала исключением и думаю, что читателям будет интересно почитать и о моих впечатлениях из таких поездок, сделать свои выводы и может быть решится на посещение тех или иных новых мест. Именно поэтому я и начал публиковать с недавних пор статьи о достопримечательностях и странностях Санкт-Петербурга. Если вы только за, то ставьте лайк и оставляйте свои комментарии, чтобы я знала – вам нравится и мне стоит продолжать писать дальше в том числе и в этом направлении.
Итак, сегодня я расскажу вам о своём посещении Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого в Санкт-Петербурге. В его филиалах побывать пока не довелось (надеюсь, что всё ещё впереди), но даже впечатлений от увиденного хватит на долго.
Это один из самых старейших музеев России и по своей площади и количеству экспонатов – самый крупный морской музей мира. Начинал свою историю он как Санкт-Петербургская модель-камера, в которой хранились кораблестроительные чертежи и модели. Располагалась изначально в Главном Адмиралтействе, где также строились и сами корабли.
Постепенно она разрасталась, на её основе постепенно был создан морской музей и уже к нему постепенно присоединились и филиалы – крейсер «Аврора», Кронштадская крепость, «Подводная лодка Д-2 «Народоволец», «Дорога жизни», музей Балтийского флота, крейсер «Михаил Кутузов» и музей Черноморского флота.
Были и переезды у Центрального музея и как раз в последнем здании, где он находится и на данный момент, мне и довелось побывать, то есть в отреставрированных Крюковских (Морских) казармах по адресу ул. Большая Морская, д.69А/ пл. Труда, д.5.
Скажу честно, что я посещала его в бесплатный день, то есть за вход не платила. Было это незадолго до начала пандемии и вскоре все музеи закрылись насовсем. Сейчас бесплатный вход временно отменён, так как число посетителей, которые могут одновременно находится в залах ограничено и возможны очереди даже в платные дни (особенно с началом отпусков). Так что имейте это ввиду.
Приехала к открытию, так как по опыту уже знала – экспонатов много, территория большая и чтобы посмотреть хоть часть понадобиться часа 4-5. Так на деле и оказалось. И это я ещё не ходила на платные выставки, проводимые в тот день в некоторых залах. Но лично мне и увиденного хватило с лихвой.
Залов много (всего 19) и каждый посвящён какому-нибудь определённому этапу развития нашего морского флота. Хоть я и женского пола, но даже мне было на что посмотреть, чем заинтересоваться и от чего впечатлиться. Особенно понравился зал с парусными судами. Вот что-то в них такое есть, что заставляет останавливаться и разглядывать все мельчайшие подробности. А последних было много, так как суда делались в масштабе и как можно более приближались к оригиналу. Вплоть до одежды на снующих на палубе матросов. Это же насколько трудоёмкую работу пришлось провести мастеру (или мастерам), чтобы всё было один-в-один.
Я ходила по залам не в порядке их нумерации, а как ноги шли и на чём глаз останавливался. И в каждом из них было рядом с чем остановится. Например, когда видишь такую махину и представляешь какую мощь она с собой несёт, то невольно замираешь.
Настоящие носовые украшения кораблей (кто понимает в этом больше меня и уже готовится кинуть тапком за неправильное название, то я всё-таки к морскому делу отношения лично не имею и как это будет на профессиональном языке не знаю) заставляют воображение дорисовывать сам корабль и как он разрезал когда-то волны в шторма.
Флаги мысленно переносишь на флагшток и представляешь как они развевались на них.
И в музее представлены не только суда, есть и настоящий истребитель, на котором в Великую Отечественную летал в составе второго смешанного авиационного полка ВВС Северного флота Б.Ф. Сафонов.
А знаете что ещё запомнилось? Выставленный выпуск «Звена», в котором в юмористической форме описана вся история «Китицынского» выпуска. Я их даже полностью сфотографировала, чтобы дома разобрать написанное в нём. Листайте галерею, все фото там представлены.
Многочисленные макеты судов под стеклом, водолазные шлемы, галоши и костюмы полностью. Вот как в таком снаряжении могли находится не то что пять минут, а даже работать водолазы? Конечно, понимаю, что под водой он становится легче, но до неё ещё нужно дойти, а потом выйти на берег. Понятно почему раньше к данной специальности категорически не допускались женщины. Листайте галерею.
Есть и различные мины. Естественно, что взорваться они уже не смогут, так как соответствующая начинка из них удалена, но даже просто корпуса хватает для представления всей опасности нахождения с таким снарядом рядом. А уж когда читаешь на пояснительных стендах и характеристиках и как она взрывалась, то становится не по себе ещё больше.
Многих кораблей, части которых выставлены в музее, давно уже не существуют, а вот, например, спасательный круг остался и теперь на него может посмотреть каждый желающий (трогать правда нельзя по понятным причинам).
Компасами в лесу или в туристических походах пользовались? Маленький, компактный, в карман положить можно запросто. А теперь представьте 8-дюймовый морской компас. Когда стоишь с таким рядом, то невольно сравниваешь его с тем маленьким из леса.
Портсигары, кружки, фуражки, кортики, полное обмундирование. Люди, которые ходили в море, всегда имели красивую парадную форму со всеми атрибутами и невольно заставляли заглядываться всех окружающих. Даже под стеклом всё это заставляет посетителя выпрямить спину.
Бинокль, обычная столовая ложка, кисет, курительная трубка. Казалось бы обычные вещи, а сколько всего за ними кроется и какие истории они видели, на каких кораблях плавали и что пережили вместе со своими владельцами.
Неожиданно было увидеть среди экспонатов скрипку. Оказалось, что она принадлежала тому самому лейтенанту П.П. Шмидту и активно им использовалась по назначении.
В музее представлено очень много фонарей самой различной формы и назначения. Керосиновые, свечной конструкции – сейчас мы ходим с обычным лёгким фонариком, который иногда просто крепится к головному убору, а тут такая большая и тяжелая вещь, снабжённая всего лишь не слишком сильно освещающей большое пространство свечой. Тяжело же было в те времена служить на флоте.
А ещё раньше в качестве топлива использовали на судах прессованный торф и каменный уголь. Это вам не сейчас. Тогда заставить тот же корабль плыть в нужном направлении и с нужной скоростью было гораздо сложнее.
Фотографий у меня тогда было сделано очень много и здесь представлена лишь малая их часть. Но даже из них можно понять, что военно-морской музей довольно интересен и там есть на что посмотреть и чему удивиться посетителю любого пола и возраста. Так что, если у вас есть свободный денёк и ситуация с вирусом в городе будет позволять, то обязательно его посетите.
Если вам понравилась статья и хотите больше таких, то не скупитесь на лайки. Также буду рада вашей подписке на мой канал и многочисленным комментариям с вашими впечатлениями.
Зоологический музей СПб: его плюсы, минусы и на чём можно сэкономить при его посещении
Тот случай, когда увидела петербургские белые ночи и полностью в них разочаровалась
Действительно ли все подъезды в Петербурге парадные, или взгляд приезжего на местный диалект