Найти тему

Технологическая карта окружающий мир в натуре

УТВЕРЖДАЮ 

Директор МБОУ СОШ ________

_______________ ______________

«_____» _________ 20_____ года

 

ДОРОЖНАЯ КАРТА

по обеспечению процесса перехода к формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ ___________ 

в 2021-2022г.г.

 

Внесение изменений в ООП и локальные акты ОО:

- программа внеурочной деятельности;

- план внеурочной деятельности;

рабочие программы по предметам;

- положение о внутришкольной оценке качества образования

Корректировка существующих нормативных документов ОО

Члены рабочей группы

Январь- июнь

2021г.

4.  

Размещение на официальном сайте информационных ресурсов, отражающих деятельность участников образовательного процесса по формированию и оценке функциональной грамотности

Материалы на официальном сайте ОО

Зам. директора

Регулярно 

5.  

Обучающий семинар-практикум для педагогов

«Общие подходы к

определению

функциональной

грамотности

обучающихся. Работа с

демоверсиями по

направлениям

функциональной

грамотности» 

Изучение

направлений,

механизмов

формирования и

оценки

функциональной

грамотности

обучающихся,

практическая работа

по решению заданий

демоверсий

Зам. директора

февраль 2021г.

6.  

Выявление дефицитов педагогов по

формированию

функциональной

грамотности

обучающихся, разработка

планов по устранению

дефицитов. 

Анализ результатов

семинара-практикума,

собеседование

 

Зам. директора

члены рабочей группы

март 2021г.

7.  

Реализация плана по устранению дефицитов

через курсовую подготовку, участие в работе ШМО, семинаров, вебинаров и др. 

Повышение

квалификации

педагогов по вопросам

формирования

функциональной

грамотности

обучающихся.

Зам.директора

Январь- июнь

2021г.

 

8.  

Изучение методик и опыта международных исследований TIMSS, PIRLS, PISA, материалов

мониторинга

формирования и оценки

функциональной

грамотности РАО. 

Изучение

стандартизированных

материалов,

разработка планов,

подбор заданий

Зам.директора,

руководители

ШМО

 

апрель 2021г.

9.  

Включение в планы

работы ШМО на 2021-2022 уч.год вопросов по

освоению инструментария

педагогами

Разработка планов работы ШМО 

Зам.директора,

руководители

ШМО

 

апрель 2021г.

10.  

Формирование банка

тестовых заданий для

проверки

сформированности

математической,

естественнонаучной, читательской,

финансовой и

глобальной грамотности.

Создание банка

тестовых заданий

по направлениям

функциональной

грамотности

 

Руководители

ШМО

Январь- июнь

2021г.

11.  

Совещание при директоре

по итогам реализации

первого этапа дорожной

карты

 

Анализ результатов

первого этапа,

принятие решений по

внедрению в работу

педагогов

инструментария по

формированию

функциональной

грамотности

обучающихся

Директор, 

члены рабочей группы

июнь 2021г.

2. Основной этап

12.  

Введение в план внеурочной деятельности в рамках общеинтеллектуального направления уроков функциональной грамотности

План и программа внеурочной деятельности

Директор, зам.директора

август 2021г.

13.  

Проведение семинара с учителями-предметниками по вопросам:

-корректировка рабочих программ с включением заданий TIMSS, PIRLS, PISA при проектировании уроков русского языка, физики, химии, географии, биологии, математики, обществознания;

-интеграция заданий TIMSS, PIRLS, PISA в рабочую программу предметов русский язык, физика, химия, география, биология, математика, обществознание;

-использование стратегии активного обучения решения проблем на занятиях по предметам: русский язык, физика, химия, география, биология, математика, иностранный язык, история, обществознание;

- интеграция заданий TIMSS, PIRLS, PISA в рабочую программу внеурочных заданий по формированию функциональной грамотности

Корректировка рабочих программ, планов уроков

Зам.директора,

руководители ШМО

Август 2021г.

14.  

Апробация

инструментария

международных

исследований TIMSS и

PISA, PIRLS, материалов

мониторинга

формирования и оценки

функциональной

грамотности РАО

Включение в уроки

заданий

стандартизированных

материалов

Зам.директора

Сентябрь-октябрь 2021г.

15.  

Проведение совещания

при директоре по итогам

апробации

 

Анализ результатов

апробации, принятие

решений по созданию

банка заданий по

формированию и

оценке функциональной

грамотности обучающихся

Директор, 

члены рабочей группы

Октябрь 2021.

16.  

Использование банка

заданий на уроках и

занятиях внеурочной

деятельности для

формирования

функциональной

грамотности

обучающихся

Формирование

функциональной

грамотности

обучающихся на

уроках и занятиях

внеурочной

деятельности

Руководители ШМО, учителя-предметники

Ноябрь-апрель 2021, 2022г.

17.  

Проведение открытых

уроков, занятий

внеурочной деятельности

по формированию

функциональной грамотности

Обмен опытом по

формированию

функциональной

грамотности

обучающихся

Зам.директора

Февраль-март 2022г.

18.  

Проведение недели функциональной грамотности 

План мероприятий недели, фотоотчет

Руководители ШМО

Февраль 2022г.

19.  

Проведение мониторинга

формирования и оценки

функциональной

грамотности

обучающихся

 

Выявление уровня

сформированности

функциональной

грамотности

обучающихся через

диагностические

работы

Зам.директора,

руководители ШМО

Апрель 2022г.

3. Аналитический этап 

20.  

Проведение заседаний ШМО с целью анализа полученных

результатов по

формированию

функциональной

грамотности

обучающихся

Анализ результатов работы по

формированию

функциональной

грамотности

обучающихся

Руководители ШМО

Апрель 2022г.

21.  

Проведение

педагогического совета с целью анализа полученных результатов по формированию

функциональной

грамотности

обучающихся и по итогам реализации

дорожной карты

Итоговая оценка

эффективности

реализации дорожной

карты, определение

дальнейших целей,

задач по формированию

функциональной

грамотности

обучающихся

Директор, 

члены рабочей группы

Июнь 2022г.

 

Планируемые результаты:

Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию из текста, умение овладевать проектно-исследовательской деятельностью.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель исследования.

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, выражать свои мысли, аргументировать своё мнение. 

Личностные: умение осознавать себя в роли исследователя, высказывать своё личное мнение, участвовать в процессе проекта.

Этап

Деятельность учителя 

Деятельность обучающихся 

Продукт 

Подготовительный этап 

Задача этапа: 

Определить проблему, цель исследования и спрогнозировать результаты

Создаёт эмоциональный настрой.. 

Напоминает о посадке.

Вспоминают технику безопасности совместно с учащимися.

Представляет фабулу.

Подводит учащихся к теме исследования. 

Формулируют тему занятия совместно с учащимися.

Напоминает этапы исследования - подготовительный, основной и заключительный.

Знакомить учащихся с планом подготовительного этапа. 

Предлагает учащимся определить проблему исследования: 

Формулируют цель проекта совместно с учащимися: 

Знакомит учащихся с дневником исследователя и прогнозируют совместно результаты проекта.

Настраиваются на работу. 

Проверяют посадку. Вспоминают и озвучивают технику безопасности. 

Внимательно слушают учителя.

Формулируют тему занятия совместно с учителем. Знакомятся с этапами исследования. 

Знакомятся с планом подготовительного этапа. 

Предполагают проблему исследования.

Формулируют цель проекта совместно с учителем. 

Знакомятся с дневником исследователя и прогнозируют результаты проекта. 

Подготовка шаблона дневника исследователя 

Основной этап

Задачи этапа:

Сформировать гипотезу, провести исследование о температурной норме питьевой воды.

Переходит на основной этап (работа с теоретическим материалом)

Напоминает план основного этапа. 

Организует работу по актуализации знаний по теме.

Выдвигает совместно с учащимися гипотезу:

Предлагает дополнить гипотезу, но для начала учащимся надо посмотреть на слайд.

Предлагает работу в парах и напоминает о правилах работы в парах. 

Организует работу по поиску информации в раздаточном материале(печатаный материал).

Просит учащихся обсудить найденную ими информацию.

Просит учащихся дополнить недостающие данные в дневнике исследователя, исходя из найденной информации. 

Переходит к практической части.

Знакомит с заданием проекта.

Просит оформить результаты в дневник исследователя. 

Следит за работой учащихся.

Знакомятся с планом основного этапа.

Выдвигают гипотезу совместно с учителем. 

 

 

 

 

 

Вспоминают правила работы в парах. 

Дополняют гипотезу в дневнике исследователя.

 

Обсуждают найденную информацию.

 

Дополняют недостающую информацию в дневнике.

 

 

Ознакамливаются с заданием проекта. 

Оформляют результаты в дневник, исходя из эксперимент. 

Оформление дневника 

Заключительный этап: 

Задача этапа:

Подвести итоги, оформить результаты, определяют перспективу исследования. 

Переходит на заключительный этап.

Знакомит с планом заключительного этапа. 

Закрепляет полученные знания у учащихся. 

Обсуждают анализ проекта. 

Просит сделать вывод: 

Предлагает вспоминать цель проекта и оценить достижения поставленной цели. 

Разрабатывают перспективу проекта.

Организует рефлексия по итогам.

Благодарит за работу. 

Ознакамливаются с планом заключительного этапа. 

Анализируют проект. 

Делают вывод, показывая свои дневники исследователей. 

Вспоминают цель проекта и оценивают достижения цели. Предполагают свои идеи. Оценивают свою работу проектной деятельности и прощаются. 

Дневник исследователя

 

Приветствие

2) Создание эмоционального настроя:

3) Напоминание о посадке

«Спину держим ровно, ведь мы заботимся о нашем здоровье»

4) Правила ТБ

«Передвигаемся по кабинету аккуратно, работаем с доской на расстоянии вытянутой руки, прикосновением. Руки должны быть сухими и чистыми»

5) Фабула

«Я предлагаю вам отправить в необычное путешествие в …»

6) Зашифровка темы

«Для того, чтобы узнать тему нашего исследования, Вы должны расшифровать ее с помощью картинки. Как Вы думаете, какая тема нашего занятия?»

7) Тема

8) Этапы исследования

«Чтобы наше исследование прошло успешно, следует пройти все этапы. Давайте ознакомимся с этапами»

9) Подготовительный этап

«Предлагаю Вам ознакомиться с первым этапом нашего исследования, который называется Подготовительный. Давайте рассмотрим план данного этапа.

10) Проблема

«Исходя из темы нашего проекта, как вы думаете, какую проблему исследования мы можем выявить?»

11) Цель

«Узнав проблему исследования, мы с вами можем поставить цель. Давайте попробуем ее сформулировать»

«Чтобы закрепить знания, полученные на нашем занятии, мы с вами будем фиксировать информацию в дневник исследователя, которые находятся у вас на столах»

12) Фабула 2

«Мы завершили первый этап нашего исследования и теперь мы можем двигаться дальше. Посмотрите, мы передвигаемся с вами на следущий этап, который называется…»

13) Основной этап

«Давайте ознакомимся с пунктами плана основного этапа» 

14) Гипотеза

«Переходим к первому пункту плана. Давайте предположим, что…»

15) Фиксируют гипотезу в дневнике 

«Ребята, в ваших дневниках указана гипотеза нашего исследования. Обсудив в парах ваши предположения, зафиксируйте результат в дневнике, заполнив пустой пропуск. Но для начала скажите, удобно ли вам будет работать в данных парах? Все помнят, как нужно работать в парах? Отлично. Можете приступать к работе, главное совещайтесь»

16) Проверка предположений гипотезы.

«Я вижу вы закончили. Выскажите свой результат… теперь вы… отлично, ребята. Спасибо за ответы»

17) Изучение информации

«Мы переходим ко 2 пункту нашего этапа» Сможем ли мы проводить эксперимент, не зная никакой информации по нашей теме?. Я предлагаю изучить информацию о … в текстовом варианте, который находится в ваших дневниках. Попрошу Вас выделить самое главное, советуясь друг с другом. Приступаем к работе».

18) Проверка найденой информации

«Ребята, что Вы отметили важным для себя в данном тексте? А вы. Я тоже считаю это важной информацией. А теперь мы с вами переходим к последнему пункту плана нашего основного этапа и это эксперимент. Зная информацию, мы можем провести эксперимент?» 

19) Эксперимент

«Отлично. Я предлагаю …. Результат нашего эксперимента мы также зафиксируем в нашем дневнике исследователя»

20) Заключительный этап

«Мы с вами завершили второй этап нашего исследования и теперь переходим к последнему этапу – заключительному. Давайте ознакомимся с пунктами плана. Как вы думаете, почему именно эти пункты мы должны с вами рассмотреть?»

21) Вывод

«Переходим к первому пункту плана. Давайте сделаем вывод: верно ли было наше предположение? Для этого Вам следует прочитать вывод в ваших дневниках и подчеркнуть нужное, подтвердилась ли Ваша гипотеза или нет»

22) Перспектива 

«Вы большие молодцы. А как вы думаете, как и где в будущем можно использовать наше исследование?»

23) Подведение итогов 

«Сейчас самое время подвести итоги нашего занятия….»

24) Рефлексия

«Я прошу каждого из вас дополнить данные предложения»

25) Смарт

«Для того, чтобы убедиться, что у вас остались хорошие впечатления и вы усвоили весь материал, я попрошу вас выйти к доске и вытянуть солнышко, а если же у вас остались отрицательные впечатления и вы ничего не запомнили, то вытягивайте тучку… прекрасно, друзья, я вижу, что все вытянули положительный результат. и я довольна вашей работой. Вы большие молодцы»

26) Фабула

«Мои юные исследователи, мы с вами завершаем наше путешествие в страну знаний и теперь я хочу поблагодарить каждого из вас. Вы большие молодцы! Вы справились! Я довольна вами. Спасибо вам за работу! До новых встреч»