Найти тему
Bookmate Journal

Как живут независимые книжные в России

Оглавление

Мы уже рассказывали о том, как в независимых книжных устраивают кукольные театры и как у них угоняют целые фуры с книгами. И продолжаем дальше: как во время пандемии продавать книги в лапшичной, что отвечать, если спрашивают Пушкина, а у тебя его нет, и зачем работать в городках, откуда все уезжают. И еще бонус: мы отыскали, возможно, самый маленький книжный в России!

День рождения ижевской книжной лавки «Кузебай» на фестивале «Все вместе», Центр современной драматургии и режиссуры. Фото из паблика лавки ВКонтакте
День рождения ижевской книжной лавки «Кузебай» на фестивале «Все вместе», Центр современной драматургии и режиссуры. Фото из паблика лавки ВКонтакте

Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе лучших книг

Волгоград. «Книжный»

Василий Косымсков и Юлия Сафарова, создатели: Мы долго хотели открыть какое-нибудь классное место. У Василия был опыт работы в общепите, Юля всегда много читала и советовала книги друзьям. Когда мы нашли помещение в Библиотеке Горького в Волгограде, поняли, что это идеальное место для книжного магазина с кофе. Вообще было обидно, что в Волгограде нет независимых книжных. В других городах мы всегда их посещали, они нас вдохновляли — например, питерские «Подписные издания». Вот и решили запустить такой сами.

Открывались мы на заемные средства, у нас два кредита. Но и свои личные сбережения тоже вкладывали, одолжили часть денег у родственников. Сложней всего было во время карантина: сначала мы два месяца совсем не работали, потом открылись с ограничениями — нам еле хватило заработанных за зиму денег.

Волгоградский магазин «Книги и кофе» в Библиотеке им. Горького. Фото: Инстаграм-страница магазина
Волгоградский магазин «Книги и кофе» в Библиотеке им. Горького. Фото: Инстаграм-страница магазина

Наш книжный — это пять человек: мы и еще три бариста, они же продавцы книг. Большая часть гостей приходит за кофе — книги, к сожалению, пока продаются не так активно. Но у нас уже есть любимые посетители, которые возвращаются снова и снова. Книги подбираем исключительно на свой вкус, но бывает, что гости просят что-то привезти. Единственная проблема — у многих издательств высокая цена минимального заказа, например, 30 тысяч. Мы не можем заказывать такие объемы, приходится обращаться к посредникам и переплачивать.

Каждые две недели мы проводим лекции на разные темы — от мотивации и поиска стиля в иллюстрации до физики в «Интерстелларе». До карантина проводили музыкальные вечера, хотим их возобновить, когда окончательно снимут все ограничения. Еще у нас есть книжный клуб. Самым заметным мероприятием был наш первый день рождения в прошлом году. Мы запустили акцию «Плати сколько хочешь», и такого количества человек к нам не приходило ни до, ни после.

Самая продаваемая книга за последний год: «Волшебные миры Хаяо Миядзаки» Сюзан Нейпир.

Сочи. Книжный магазин «Бродский»

Кристина Мельман, основатель: В апреле 2019 года мы открыли лавку «Пышки и книжки». С пышками все было понятно, а вот благодаря книжкам это место стало первым в городе независимым книжным магазином. Затем случился карантин, лавку пришлось закрыть. Мы оказались не единственными, кто столкнулся с проблемами аренды во время пандемии, и поэтому объединялись с другими малыми предпринимателями. Например, часть книг мы выставили у своих будущих партнеров прямо в лапшичной.

Денег тогда ни у кого не было, а на новую площадку нам нужно было 200 тысяч рублей. Мы запустили краудфандинг и собрали 145 тысяч, остальное взяли в кредит. И в июле 2020-го переродились под новым названием «Бродский»: ушли от пышек и сделали упор на литературу. Очень сложно открывать книжный при минусовом балансе и слабом понимании, что это кому-то, кроме тебя, нужно, но азарт делает людей сумасшедшими.

Сочинский книжный магазин «Бродский» в творческом пространстве «Место хороших людей „Второй этаж“». Фото: инстаграм-страница магазина
Сочинский книжный магазин «Бродский» в творческом пространстве «Место хороших людей „Второй этаж“». Фото: инстаграм-страница магазина

Сейчас мы находимся на территории творческого пространства «Место хороших людей „Второй этаж“». Кто-то приходит в «Место хороших людей» поесть и покупает у нас книгу, кто-то наоборот. Из наших покупателей примерно 30% — это постоянные читатели из местных жителей, 70% — туристы. В подборе ассортимента мы исходим из двух факторов. Первое — это наши финансовые возможности и условия работы с издательствами. Второе — я стараюсь почувствовать, чего хотят наши гости. Ведь человек, живущий в Сочи, и тот, кто приехал на отдых, хотят совершенно разного. Еще у нас есть самиздат: многие мои коллеги относятся к этому критично, но мне иногда хочется дать шанс тем, кто решился и создал свою книгу.

У нас уже были две презентации книг с авторами, которые живут в Сочи и чьи книги издавались в крупных издательствах: pr-специалист Юлиана Шунина представляла свою книгу «Связи с общественностью для людей без связей», а писатель Олег Нестеренко — свой роман «Рыцарь и ведьма». Сейчас мы планируем третью встречу, но уже с авторами самиздата. Еще у нас проходят обсуждения в «Литературном клубе Бро», прямые эфиры с людьми из книжного мира. Как-то мы делали распродажу в «Благотворительный месяц» — от каждой покупки перечисляли десять рублей на помощь диким птицам Краснодарского края. Без мероприятий вести книжный бизнес было бы сложнее, так что у нас много разных планов на лето.

Самые продаваемые книги за последний год: «Еврейские народные сказки» и «I love Dick» Крис Краус.

Крис Краус «I Love Dick»

«Так как они больше не занимаются друг с другом сексом, они поддерживают близость с помощью деконструкции, то есть рассказывают друг другу обо всем»
«Так как они больше не занимаются друг с другом сексом, они поддерживают близость с помощью деконструкции, то есть рассказывают друг другу обо всем»

Белгород. Семейный книжный «Орион»

Екатерина Жерновая, основательница: Сначала это был просто стеллаж в нашем семейном кафе «Орион». В декабре кафе закрыли, сейчас ищем формат для перезапуска. Но пока были свободные площади, я решила не терять времени и расширить тот стеллаж до небольшого магазина. Сейчас тут работают трое: я и еще два продавца. В день примерно пять-семь человек что-то покупают. Вообще нам повезло, что мы соседствуем с Музеем народной культуры и мимо проходит много людей. Всегда приятно, когда люди вообще не ожидают встретить здесь книжный, а потом с интересом присматриваются к тому, что у нас есть.

Не все посетители готовы видеть новых авторов, новые издательства. Когда спрашивают, где Маршак и Пушкин, я говорю, что у магазина другая концепция: кто-то с интересом рассматривает полки, а кто-то воспринимает сказанное в штыки. Но с этим хочется работать: всегда можно рассказать, что есть классная современная литература — и зарубежная, и отечественная, — которая отличается от того, на чем выросли мы.

Основательница белгородского семейного книжного магазина «Орион» Екатерина Жерновая. Фото: инстаграм-страница магазина
Основательница белгородского семейного книжного магазина «Орион» Екатерина Жерновая. Фото: инстаграм-страница магазина

Ассортимент подбираю я, исходя из того, чем хочется поделиться с детьми. Думаю над тем, чтобы сделать локальный белгородский мерч: открытки местных художников, закладки, что-то такое, с местным колоритом. В «Орионе» проходят встречи нескольких книжных клубов, один из них веду я сама, и он, конечно, посвящен вопросам детского чтения. Из последнего — говорили о гендерных стереотипах в детской литературе: у меня была задача не лекцию прочитать, а обсудить, какие книги люди читали в детстве и на что ориентируются современные читатели.

Иногда приглашаю в Zoom классных спикеров. Недавно была встреча с пиар-директором издательства «Розовый жираф» Асей Дунаевской — там выпускают не только детские книги, но и подростковые. Очень надеюсь однажды собрать в Белгороде издателей и писателей и провести книжный фестиваль.

Самые продаваемые книги за последний год: «Тео — театральный капитан» Нины Дашевской; «Под землей. Под водой» Александры и Даниэля Мизелиньских; «Почему бриллианты дороже воды?» Марии Бойко.

Нина Дашевская «Тео — театральный капитан»

«А люди считают Костю странным. Конечно; а что бы вы сказали про человека, который все время с книжкой»
«А люди считают Костю странным. Конечно; а что бы вы сказали про человека, который все время с книжкой»

Ростов-на-Дону. Детский книжный «Бубумник»

Павел Бердутин, совладелец: Идея открыть детский книжный появилась у нас с женой Екатериной. Супруга до этого работала в банковской сфере — она и просчитала, что нам потребуется и на что можем рассчитывать. Тогда возник концепт «книжный магазин + кафетерий + пространство для проведения мероприятий». Но главное — мы хотели создать пространство, где нам и нашим детям будет интересно, полезно и приятно проводить время.

Прошлой весной пришлось закрыть магазин из-за пандемии — это был, конечно, самый сложный период. Сейчас мы вновь открыты. У нас неплохой трафик, особенно в выходные дни, но, конечно, хочется, чтобы гостей было больше. Пик активности приходится на предновогоднее время, а летом происходит относительный спад.

Детский книжный магазин «Бубумник» в Ростове-на-Дону. Фото: инстаграм-страница магазина
Детский книжный магазин «Бубумник» в Ростове-на-Дону. Фото: инстаграм-страница магазина

Ассортимент мы формируем по своему вкусу и опыту. Обращаем внимание на актуальных авторов, иллюстраторов. Работаем с издательствами, книги которых нам самим очень нравятся. Но постоянно расширяем этот список — хотим, чтобы было больше книг для разных возрастов, на разных языках. В «Бубумнике» постоянно проходят детские спектакли, встречи с авторами, мастер-классы, лекции. В целом стараемся создавать теплую атмосферу — за это нас и любят наши гости.

Самая продаваемая книга за последний год: «Груффало» Джулии Дональдсон и иллюстратора Акселя Шеффлера — несмотря на то что уже прошло десять лет с момента издания книги в России, это по-прежнему суперхит.

Ставрополь. Книжный магазин «Князь Мышкин»

Константин Дулин, основатель: В определенный момент книги в той или иной форме стали занимать большую часть моего времени. Я как-то невероятно ясно осознал их необходимость и важность для человека и общества. Понял, что ничем другим заниматься не хочу, и в 2015 году открыл магазин за счет собственных средств — благо предыдущий бизнес мне давал такую возможность.

За день в среднем приходит человек пять. В целом читателей у нас довольно много, но за все шесть лет работы их количество не достигло величины, позволившей бы мне не переживать из-за оплаты аренды и уж тем более развивать бизнес за счет доходов. При выборе книг я учитываю свои личные предпочтения, заказы и пожелания покупателей, новинки тех издательств, книги которых я считаю нужным иметь в магазине (в силу их гуманитарной значимости, качества, разнообразия иллюстраций в случае детских книг), рецензии и подборки критиков. К сожалению, немаловажный критерий здесь — мои текущие финансовые возможности.

Ставропольский книжный магазин «Князь Мышкин». Фото из паблика магазина ВКонтакте
Ставропольский книжный магазин «Князь Мышкин». Фото из паблика магазина ВКонтакте

Пандемию магазин пережил достаточно благополучно — мы были закрыты месяца три, но на этот период удалось договориться с арендодателем об особых условиях, а онлайн-продажи давали где-то 60% от средних показателей в обычное время. У нас проходят лекции, презентации книг, читательские клубы. В период ограничительных мер, в теплое время года, все это происходило во дворике перед магазином. Самой заметной была выставка работ молодой художницы Фаины Червовой, совпавшая с днем рождения магазина, — такого количества людей в магазине никогда не было.

Самая продаваемая книга за последний год: «Центр тяжести» Алексея Поляринова.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе лучших книг

Казань. Книжный магазин «Смена»

Анна Хмелевская, сотрудница: Книжный магазин появился в 2013 году одновременно с Центром современной культуры «Смена». Инициатором стал Кирилл Маевский, который до этого несколько лет жил в Москве и занимался своим небольшим издательством и музыкальным лейблом. После возвращения в родную Казань он понял, что городу не хватает независимого книжного проекта и, взяв за образец аналогичные магазины, решил открыть свой в «Смене».

Сейчас здесь постоянно работают три человека. В среднем в день нас посещают от 50 до 200 человек в зависимости от дня недели и мероприятий. Полгода назад мы открыли второй магазин, он расположился на первом этаже нового здания Национальной библиотеки Республики Татарстан — там работают еще два сотрудника.

Казанский книжный магазин «Смена», который находится в одноименном Центре современной культуры. Фото из паблика магазина ВКонтакте
Казанский книжный магазин «Смена», который находится в одноименном Центре современной культуры. Фото из паблика магазина ВКонтакте

Все книги мы выбираем самостоятельно: в основном это актуальный нон-фикшн независимых издательств и совсем немного художественной литературы. В пандемию мы постарались быстро перейти к онлайн-продажам: сделали удобную форму заказа и стали давать бонусы тем, кто брал книги с доставкой. Нам помогли государственные субсидии, полученные за два месяца, и скидка на аренду, о которой мы договорились с арендодателем.

Самое заметное книжное событие «Смены» — конечно, книжный фестиваль, который мы проводим дважды в год, зимой и летом. В 2020 году из-за пандемии мы смогли провести только Зимний книжный фестиваль. Он продлился два дня и собрал более 3,5 тысячи человек: книжная ярмарка, лекции, кинопоказы, презентации книг, концерты, исследовательские лаборатории и воркшопы.

Самая продаваемая книга за последний год: «Мифология казанских татар» Каюма Насыри и Якова Коблова.

Ижевск. Книжная лавка «Кузебай»

Герман и Ксения Суслова, основатели: Когда мы открывали магазин в 2018 году, денег у нас не было буквально никаких. Возможность сделать книжный проект наконец возникла, когда мы с Центром современной драматургии и режиссуры въехали в помещение Генеральского дома, здание XIX века на набережной Ижевского пруда. Медленно, по 5–10 тысяч мы заказывали книги из топов «Фаланстера» и «Все свободны». Кроме купленных изданий, были книги и местных авторов — в основном благодаря нашему прошлому проекту «Штаб современной поэзии ПоэтUp». Это и составило первый ассортимент.

В Петербурге и Москве, в Казани и Екатеринбурге у аудитории есть привычка покупать хорошие книги, есть понимание, что такое независимый книжный и чем это важнее интернет-магазина. Ижевская аудитория воспитана в основном букинистами и сетевыми книжными, она не ждет и не ищет в городе профессиональной, редкой и просто качественной литературы. Очень медленно мы доносим идею крутых и доступных книг, которые можно найти прямо в Ижевске.

Ижевская книжная лавка «Кузебай». Фото из паблика магазина ВКонтакте
Ижевская книжная лавка «Кузебай». Фото из паблика магазина ВКонтакте

Ассортимент составляем в основном мы двое, теперь уже на основе работы с издательствами. Основная масса — книги независимых издательств, которым мы доверяем. В пандемию мы выжили только благодаря тому, что могли не платить в это время за аренду и у нас не было больших долгов перед издательствами. Мы работали на доставку и готовили ярмарку совместно с фестивалем «Читай, Ижевск!». Ярмарка, конечно, сильно выручает в восстановлении денег и интереса к проекту.

Кроме ярмарки, которую мы в том или ином виде организуем с лета 2019 года, мы еще устраиваем презентации и чтения книг, лекции. Недавно презентовали местный литературный журнал «Луч» — приходили авторы, читали стихи, общались. Планируем запустить книжный клуб. Но самое интересное — это Фестиваль актуальной литературы, который пройдет 28–30 мая. Сейчас идет его первая часть, литературный интенсив, по его итогам опубликуем пять книг местных молодых авторов. Затем будут встречи с Асей Казанцевой, Алексеем Поляриновым, лекции, мастер-классы и большая книжная ярмарка.

Самая продаваемая книга за последний год: «Свидетельство» Андрея Гоголева.

Хабаровск. Книжный магазин «Книжечки»

Ксения Чередниченко, владелица: Магазин появился восемь лет назад из-за моего желания читать со своими детьми интересные книжки. Тогда в магазинах Хабаровска не были представлены многие издательства, интернет-заказы шли долго, пунктов выдачи почти не было. Так и появились «Книжечки», которые я открыла на собственные средства.

Мы не работаем как полноценный книжный магазин: есть сайт и книжные стеллажи в нашей детской творческой мастерской «Книжжучки», где мы рисуем, лепим, делаем мультфильмы. Я сама консультирую покупателей — чаще всего это родители ребят, которые у нас занимаются. Очень приятно видеть, как наши читатели постепенно вырастают, а потом за книгами приходят их младшие братья и сестренки.

Книжный магазин «Книжечки» в Хабаровске находится прямо в детской творческой мастерской. Фото из паблика магазина ВКонтакте
Книжный магазин «Книжечки» в Хабаровске находится прямо в детской творческой мастерской. Фото из паблика магазина ВКонтакте

Самая большая сложность в нашей работе — стоимость аренды, а еще долгая и дорогая доставка издательств. Поставки идут от двух-трех недель — это среднее время, за которое партии добираются до Дальнего Востока. Ну и гигантские книжные сети с их минимальной стоимостью и акциями.

В пандемию мастерская не работала в офлайне, мы организовывали встречи онлайн. Проект назывался «Творческая посылка»: раз в неделю ребята получали от нас коробку с расходниками, приятными мелочами, записками и обязательно новой книжечкой. В течение недели мы выходили в эфир, мастерили, болтали с детьми. Приятно, что при огромном количестве доступного в интернете контента родители и ребята поддержали именно нас.

Так что мероприятия — это 90% нашей работы. Уже несколько лет у нас существует книжный клуб для ребят-дошкольников, встречаемся трижды в неделю. Со старшими ребятами в мастерской дизайна и иллюстрации вдохновляемся книгами с наших полок, обсуждаем и творим что-то свое. Еще у нас есть направление «Семейные чтения» — с друзьями-художниками мы раз в месяц зовем взрослых и детей читать книги вслух, а затем вместе творим в разных техниках на заданную тему.

Самые продаваемые книги за последний год: «Акулиска враг редиски и другие истории о Лисе и Поросенке» Рёрвика Бьёрна; «Транссиб. Поезд отправляется!» Александры Литвиной; все книги Марии Парр; «Энциклопедия древностей. Динозавры» Роберта Сабуды; серия «Эмиль и Марго» Энн Дидье и Оливье Мэллера.

Рервик Бьерн «Акулиска враг редиски и другие истории о Лисе и Поросенке»

«Поросенок твердил, что надо еще поставить пугало, а не то всякие шнырки-вьюрки, овсянки-кактусянки склюют редиску»
«Поросенок твердил, что надо еще поставить пугало, а не то всякие шнырки-вьюрки, овсянки-кактусянки склюют редиску»

Набережные Челны. Книжный клуб-магазин «Иначе говоря»

Анатолий Ухандеев и Елена Симонова, основатели: Мечта о своем книжном была давней, но последней каплей стало головокружение на книжной ярмарке Non/fiction в Москве. Там было столько прекрасных детских книг, которые никогда не появляются в Набережных Челнах! Стало стыдно, завидно, даже обидно. Мы начали работу в культурном центре «Метро», созданном нашими друзьями. Нам выделили помещение в десять квадратных метров, в котором мы по-прежнему и находимся. Видимо, у нас самый маленький независимый книжный в России — по крайней мере, мы не слышали о других таких же.

Ассортимент мы выбираем, исключительно исходя из своих вкусов, но с поправкой на изучение постоянной аудитории. Основную часть составляют детские книги, иллюстрированная литература и комиксы. Книги местных авторов мы тоже приветствуем, но тех, что соответствуют нашим представлениям о хорошем, очень мало. Зато у нас отличный сувенирный отдел, заполненный только работами местных художников и дизайнеров.

Локдаун прошли нелегко и в постоянной тревоге. Успели вывезти из магазина три чемодана книг и работали на доставку прямо из дома. Именно тогда у нас впервые за всю историю появились заказы за пределами Челнов — одну посылку отправили даже на Дальний Восток. Но пандемия и вызванный ею кризис не закончились, сейчас волнение даже выше, потому что выручка не растет, а все расходы, наоборот, скакнули вверх.

Книжный клуб-магазин «Иначе говоря», располагающийся на 10 квадратных метрах в Набережных Челнах. Фото: инстаграм-страница магазина
Книжный клуб-магазин «Иначе говоря», располагающийся на 10 квадратных метрах в Набережных Челнах. Фото: инстаграм-страница магазина

Мы постоянно организуем самые разные встречи, мастер-классы и литературные вечера; каждую первую среду месяца проходят встречи читательского клуба. На свое открытие мы даже организовали фестиваль «День Элмера» с детским спектаклем, выступлениями блогеров. Читателей сейчас совсем немного, хотя нам уже три года. Когда организуем какие-то мероприятия, встречи и ярмарки, то бывают десятки и сотни людей, а в будни и двум-трем посетителям радуешься. Главная идея, мысль, за которую мы держимся, как за спасательный круг, — индивидуальность каждой продажи, подбор круга чтения для каждого конкретного человека.

Самые продаваемые книги за последний год: серия комиксов об ослике Ариоле Марка Бутавана и Эмманюэля Гибера.

Верхняя Пышма. Магазин «Книги, кофе и другие измерения»

Сергей Валов, контент-менеджер, и Сергей Соловьев, идеолог проекта: Пышма — город-спутник Екатеринбурга. Это город-парадокс: с одной стороны, здесь находятся огромные металлургические производства, которые развивают многоэтажные жилые районы со всей инфраструктурой, с другой — весь город можно проехать за семь-десять минут. Студентов и молодежи почти нет: большинство покидает город, едва закончив школу. Остаются, в основном, заводчане и их дети. Открывать современные культурные пространства в такой среде — дело непростое, но необходимое.

У «Других измерений» интересная история: на этом месте находился еще советский Центральный книжный магазин. Его построили в 1978-м, он проработал почти 40 лет и закрылся несколько лет назад. В 2015–2016 годах появились первые идеи реконструировать это здание и заново открыть книжный. Было несколько проектов, но почти все они не подразумевали снос — только ремонт и модернизацию. Позже выяснилось, что для реализации задуманных идей все же нужно построить здание с нуля. В результате с конца 2020 года мы работаем почти в точной копии того здания.

«Местные жители уже прозвали нас крематорием и баней, а локальные СМИ считают, что именно мы изобрели ретрофутуризм» (Сергей Соловьев — в паблике магазина во ВКонтакте)

«Другие измерения» не просто книжный — это книжно-культурный центр с лекторием-трансформером и кофейней. Под одной крышей умещаются три проекта, которые существуют параллельно, но при этом придерживаются генеральной линии. Общая площадь — около полутора тысяч квадратных метров вместе с подсобными помещениями. Торговая площадь составляет около 530 «квадратов», 50 из которых занимает кофейня, а 85 — лекторий, совмещенный с отделом по искусству. У каждого книжного отдела есть свой куратор, чьи книжные предпочтения регулярно публикуются на сайте.

Трансформируемая сцена в магазине и культурном центре «Книги, кофе и другие измерения» в Верхней Пышме

Мы считаем посетителей с января 2021 года: с четырех тысяч в январе их количество выросло до 5,5 тысячи в апреле. Каждый месяц мы проводим около 30 мероприятий, причем большинство — платные. В общей сложности их посещают около 500 человек.

Самое сложное у нас — отсутствие подобных «третьих» мест в ближайшем радиусе. Мы — единственный оазис комфортной среды в почти стотысячном городе, единственное место, куда можно прийти после работы или учебы. И это весьма тяжелая для нас функция: каждый день к нам стекается очень много людей, и часто сюда приходят от нечего делать или потому что пойти больше некуда — люди просто сидят в телефонах, бывает, что забиваются по несколько человек в туалеты. Но продажи книг пока нас приятно удивляют. На ежедневные лекции, в том числе платные, почти всегда полная загрузка. Для нас это значит, что культура востребована и мы обязаны продолжать и развиваться.

Самые продаваемые книги за последнее время: издание о жизни Свердловска 1970–80-х «Бури вестники» — в России оно продается только у нас; «Лето целого века» Флориана Иллиеса; «Мир растений» Джеймса Брауна и Мартина Дженкинса; «Надзирать и наказывать» Мишеля Фуко; «Ясно, понятно» Максима Ильяхова; «Слова меняют мир» Криса Андерсена.

Флориан Иллиес «1913. Лето целого века»

«Принимается решение проводить все „мероприятия свободной немецкой молодежи без алкоголя и курения“. Неудивительно, что революции из этого не вышло»
«Принимается решение проводить все „мероприятия свободной немецкой молодежи без алкоголя и курения“. Неудивительно, что революции из этого не вышло»

Мишель Фуко «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы»

«В церемониях публичной казни главным персонажем является народ, чье реальное и непосредственное присутствие требуется для ее проведения»
«В церемониях публичной казни главным персонажем является народ, чье реальное и непосредственное присутствие требуется для ее проведения»

Максим Ильяхов «Ясно, понятно. Как доносить мысли и убеждать людей с помощью слов»

«Проклятие умных людей в том, что они говорят правильно, но не всегда ясно»
«Проклятие умных людей в том, что они говорят правильно, но не всегда ясно»

Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе лучших книг