Несмотря на то, что за последние годы авторитет учителя значительно понизился, к отдельным их рекомендациям мы, родители, все-таки прислушиваемся. А уж особенно - к одному животрепещущему вопросу, касающемуся всех без исключения школьников. Вопрос этот лежит в образовательной плоскости, поэтому нам кажется, что уж здесь-то учителям должно быть известно намного больше, чем нам.
Но на самом деле это не так. Очень часто бывает, что педагоги, даже самые любимые и уважаемые, совершенно искренне заблуждаются и советуют школьникам то, что давно устарело и не соответствует действительности.
Мы говорим о механизме поступления в колледжи и вузы. Конечно, учителя знают, что в колледжи принимают по аттестату, а в вузы - по результатам ЕГЭ, но если копнуть глубже, то вырисовывается совсем другая картина.
Итак, читаем свежий номер районной газеты с репортажем о "Последнем звонке" в сельской школе. Школа эта 9-летняя, и у выпускников есть выбор: или поступать в 10 класс в райцентре, или идти в колледж.
Вот что рассказывает газете директор школы: "Мы порекомендовали детям поступать в колледж для получения специальности. А после окончания идти на 3-й курс любого вуза. Так можно сразу начать зарабатывать".
Представляете? Учителя напутствуют: идите в колледж, зато потом вы сможете поступить в вуз (любой!!!), причем сразу на третий курс! И дети, поверив учителям (а кто ж лучше них насчет учебы посоветует?), покорно уходят после 9-го класса в колледж.
Только покажите нам тот вуз, который принимает выпускников колледжа сразу на 3 курс! Если такое и осталось, то крайне редко, причем лишь если колледж находится при этом же университете (да, тогда сдают не ЕГЭ, а внутренние экзамены вуза). Но в большинстве-то случаев нынче предусмотрено поступление после колледжа только на 1 курс наравне с 11-классниками!
Получается, что учителя, желая только лучшего, выдают своим питомцам устаревшую информацию, которая может сформировать у выпускников не то направление и увести их от желаемой цели.
Мы пишем это не ради того, чтобы очернить уважаемых людей (они-то и не обязаны отслеживать постоянно меняющиеся нормы), а просто предупреждаем: доверяй, но проверяй!
То же самое касается олимпиад.
Как правило, все учителя отлично знают про ВсОШ (всероссийскую олимпиаду школьников): она от Минпросвещения, поднимает школьный рейтинг, поэтому каждая школа старается, чтобы участие в ней было как можно более массовым.
Всем известна главная "плюшка" этой олимпиады - победителям и призерам гарантировано место на бюджете любого вуза. Только нужно пройти через сито школьного, муниципального, областного и заключительного уровней - а это под силу лишь самым талантливым ученикам.
Однако далеко не все учителя знают и предлагают поучаствовать в "перечневых" (вузовских) олимпиадах, которые могут дать те же самые "плюшки". Речь идет об олимпиадах школьников, входящих в специальный Перечень (поэтому они так и называются - "перечневые"). Их много, но нужно смотреть на вуз, который их проводит, предмет и уровень олимпиады. Традиционно котируются "Ломоносов" и "Покори Воробьевы горы" от МГУ, "Высшая проба" от ВШЭ, а также олимпиады СПбГУ, МФТИ и других вузов. Перечень олимпиад утверждается ежегодно в начале учебного года.
Нет, они не легче, чем ВсОШ, но зато здесь предусмотрено только два тура - отборочный и заключительный. И их, этих олимпиад, много - можно попробовать взять количеством. Вдруг где-то да получится войти в число призеров? Но в данном случае никак не обойтись без родительского менеджмента - надо отслеживать и расписание, и места проведения. Начать лучше всего с 9 класса, хотя можно и раньше.
Но вместо этого учителя "тянут" медалистов. Еще и транслируя установку, что золотая медаль им пригодится при поступлении. Да, она действительно дает несколько дополнительных баллов (чаще всего - 2-3), однако олимпиада может дать всё. И вместо того, чтобы сосредоточиться на нужных при поступлении предметах и поучаствовать по ним в нескольких олимпиадах, бедные отличники долбят все подряд, чтобы нигде не скатиться на четверку.
Поэтому, уважаемые родители, не будем слепо доверять любой информации, исходящей из школьных стен. Сотрудники образовательных организаций слишком замотаны и не могут своевременно отследить и учесть все изменения. К тому же вопросы поступления - это уже не школьный уровень. Здесь помочь выпускникам могут только самые заинтересованные люди, то есть мы с вами.