Найти тему
Индустриальный Канал

Краны СССР. Пневмоколесный кран МКТ-40.

Пневмоколесный кран МКТ-40 в агрегате с одноосным тягачом МоАЗ-546П выпускался на Туапсинском машиностроительном заводе им. XI годовщины Октябрьской революции. Изначально сферой его применения было строительство дымовых труб из сборных железобетонных элементов. Однако, кран нашел широкое применение (не смотря на малый "тираж" выпуска) на стройках как СССР, так и России. Автору известно о нескольких таких кранах, сохранившихся до наших дней.

Пневмоколесный кран МКТ-40 в агрегате с тягачом МоАЗ-546П, оснащенный крюками грузоподъемностью 40 и 7 т, неуправляемым гуськом длиной 6 м.
Пневмоколесный кран МКТ-40 в агрегате с тягачом МоАЗ-546П, оснащенный крюками грузоподъемностью 40 и 7 т, неуправляемым гуськом длиной 6 м.

Основная стрела длиной 15 м могла удлиняться до 35 метров с помощью секций. Такая длина стрелы и грузоподъемность 40 т на минимальном вылете косвенно свидетельствуют о назначении крана для строительства дымовых труб. В инструкции по эксплуатации сказано, что кран предназначен для работ в строительстве промышленных объектов. Получается, что все сходится.

МКТ-40 в процессе монтажа
МКТ-40 в процессе монтажа

Привод механизмов крана многомоторный электрический. Питается кран от генератора, приводимого от дизеля тягача через коробку отбора мощности. Предусмотрена возможность питания от внешней сети трехфазного тока.

Малый кардан - привод генератора.
Малый кардан - привод генератора.

В кране применено много уникальных технических решений. Например, комбинированный привод передвижения. Помимо одноосного тягача с приводом от штатного дизеля ЯМЗ-238 предусмотрена возможность привода задних колес с помощью электродвигателя, но только в тяжелых дорожных условиях. Задний мост необходимо включать при комбинации 2 передачи в коробке передач тягача и пониженной передаче дополнительной коробки (можно было бы по привычке сказать "раздатка", но раздавать особо не куда - мост-то один).

Опорная часть крана.
Опорная часть крана.

Кран имеет выносные опоры с гидроприводом. Так же допускается работа без опор (!!! кран по сути прицепной к одноосному тягачу) с грузом до 11 т.

Гидростанция выносных опор.
Гидростанция выносных опор.

Поворотная платформа опирается на опорную часть через двухрядное шариковое опорно-поворотное устройство. Механизм поворота имеет внешнее зацепление.

Ведущая шестерня и зубчатый венец механизма поворота.
Ведущая шестерня и зубчатый венец механизма поворота.
Кабина управления.
Кабина управления.
Командоконтроллеры.
Командоконтроллеры.
При перегонах внешние колеса демонтируются для уменьшения габаритной ширины.
При перегонах внешние колеса демонтируются для уменьшения габаритной ширины.
Одноосный тягач МоАЗ-546П. Помимо крана агрегатируется с целым спектром машин и оборудования.
Одноосный тягач МоАЗ-546П. Помимо крана агрегатируется с целым спектром машин и оборудования.
В кабине МоАЗ-546П
В кабине МоАЗ-546П

К сожалению, на момент проведения фотосессии крана, автор данного материала не знал, что для управления оборотами дизеля из кабины крана применен гидропривод. Один из элементов гидропривода - главный цилиндр сцепления автомобиля Москвич-408. Так бы непременно отыскал его и сфотографировал)

Машина уникальная, писать о ней можно много, и много показывать фотографий (их у меня в достатке, благо кран обитает в моем городе). Но пока на этом закончим. Возможно, продолжим тему этого крана, если вспомню еще какие-нибудь интересные технические особенности.