Моя бывшая одноклассница Настя всегда была старательной ученицей. Нет, ею не восторгались учителя, и в общем редко даже хвалили. Но свои пятёрки она получала вполне заслуженно.
Настя никогда не пропускала занятия. Исключение — по болезни, неделю или дней 5. Домашние задания по всем предметам всегда выполняла. У нее каллиграфический почерк, а значит, в тетрадях всегда чистые и аккуратные записи.
Настя была «правой рукой» у классного руководителя, помогая то оценки выставить в дневники, то оформить что-нибудь. Ответственная такая аккуратистка, знаете ли.
Никто не был удивлен, что на выпускном Настёна получила медаль и аттестат с отличием. Череда удивлений наступила потом. Когда вместо престижного вуза вечная отличница поступила в самый обычный, посредственный, да еще на заочное отделение. И пошла работать. Кем? Продавцом. В небольшой магазинчик за прилавок с бытовой химией.
Так и продавала несколько лет мыло и шампунь, пемолюкс и фейри. Пока не перешла в другое заведение, столичное, кстати говоря, где значилась товароведом. Не хухры-мухры! Казалось бы, вот сейчас должен быть взлёт в карьере. Наконец-то!
Однако что-то не сложилось на новом месте. Руководство оставило без зарплаты сотрудников. Получить свои деньги Насте не удалось, как всем остальным.
Пришлось вернуться в родной городок и снова пытать счастья здесь. К своему удивлению встретила я Настю в минимаркете за кассой, где её задачей было сканирование товаров и приём денег у покупателей. Ничего экстраординарного, в общем. Работа как работа… Но так думать легко, если не знаешь, что в аттестате у Насти только «отлично» и где-то на полочке пылится коробочка с медалью.
Так почему же так бывает, что отличники не могут, а иногда даже и не пытаются достичь успеха? Что им мешает? Нынешние отличники, мотайте на ус!..
Мои размышления на эту тему привели к ряду выводов:
Почему Настя не поступила в престижный вуз или хотя бы на дневное очное отделение? Ведь здесь она могла получить прочные знания, нацелиться на конкретную профессию, познать студенческую жизнь удалую.
Скорее всего, девушке не хватало уверенности в своих силах, и она задавалась бесконечными вопросами:
А вдруг не поступлю? Что скажут знакомые?
А вдруг мне не потянуть очную программу?
А что если мне не понравятся одногруппники?
А вдруг я завалю первую же сессию?
И т. д. и т.п.
Почему Настя пошла продавцом в магазин?
Элементарно, Ватсон! Здесь работала её мама, которая предложила и похлопотала, и была невероятно счастлива работать вместе с дочкой.
Почему в столице, потерпев фиаско, девушка не стала устраиваться в другое место, дерзать еще и еще раз?
И снова неуверенность и снова сомнения: вдруг не получится опять, вдруг, вдруг, вдруг…
Все эти бесчисленные «вдруг» и «а если» наверно мешают Насте и по сей день…в том числе в личной жизни. Девушка вышла замуж, но через год развелась…и пока больше не нашла кандидатов на руку и сердце.
P.S. Жгучая неуверенность в себе и своих силах, боязнь допустить ошибку или «Упаси Боже» — наступить на те же грабли еще раз, нерешительность и неумение пробовать, искать, бороться. Всё это невероятно мешает порой отличникам.
Не зря же психологами выработан термин «синдром отличника». Это набор качеств, благодаря которым человек стопорится на одном месте и ничего не меняет к лучшему в своей жизни. Сюда же, кстати, относится и перфекционизм. Пока троечник делает хотя бы на троечку, отличник сидит и сомневается.
К чему я это всё? Нееет! Не к тому, что надо учиться на «3»… а к тому, что надо не только образованием своим заниматься, но и воспитанием. Сила воли, решительность, упрямство и целеустремлённость, уверенность — те качества, которые необходимы любому человеку, независимо от его отметок в аттестате.
Ставьте лайк автору, если поддерживаете смысл статьи. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новое.