Найти тему

Русский Джеймс Бонд

Это Максим Литвинов, суперзвезда XX века. Он таскал через границу ленинские газеты, сидел за них в тюрьме, бежал оттуда со стрельбой, давал пинка русскому послу Лондоне и занимал его место, возил оружие на баржах, прорывал блокады и побеждал в гражданской войне. Он стал министром иностранных дел и открывал второй фронт, курил трубку и орал на Политбюро, женился на англичанке и занимался обналичкой по заданию Ленина.

В начале века Литвинов придумал миллион способов доставки нелегальной ленинской “Искры” в Россию. Газету везли в подкладках пиджаков, шляпных коробках, зашивали в книжные переплёты. После нескольких ярких и лихорадочных лет на посту агента “Искры” Максим Максимович всё-таки попался в руки царским спецслужбам и схлопотал тюремный срок, но бежал из страшной Лукьяновской киевской тюрьмы с пальбой и прыжками. Через несколько лет снова угодил в каталажку за попытку обмена “паленых” купюр от экса Камо. Участововал в “раннеапостольских” съездах РСДРП, втором и третьем.

В 1917 году жил тихой жизнью в Лондоне с новой женой-англичанкой, работая в издательстве. В октябре 1917 Ленин вспомнил про старого товарища и назначил Литвинова послом в Англии. Проблема была в том, что русский посол в Англии уже был и подчинялся он Временному правительству. Максим Максимович не растерялся, сделал себе визитки “народный представитель” и в несколько дней лишил оппонента доступа к банковским счетам, а затем и офиса.

В 1922 году Литвинов и Чичерин, дипломаты Советской России на Генуэзской конференции, провернули фантастический кунштюк под названием “Рапалльский мирный договор”. Конференция должна была окончательно утвердить итоги недавней войны и уточнить репарации проигравших - Германии и России. Вместо этого Литвинов выдвинул огромные встречные требования Антанте “за интервенцию”, а пока послы Англии и Франции отходили от шока, Максим Максимович отвез перепуганную немецкую делегацию в пригород Генуи, деревню Рапалло. Там два бывших изгоя быстро подписали прорывной договор, открыв дипотношения и торгпредства.

Георгий Чичерин и Максим Литвинов
Георгий Чичерин и Максим Литвинов

Джеймс Бонд плачет от зависти, глядя на биографию Максима Максимовича Литвинова.