Калининградская область это самый западный и весьма европеизированный регион России, который стал одним из самых популярных мест отдыха. Но есть риск, что приезжать туда будет всё труднее, а когда-то станет и вовсе невозможно.
Антироссийская политика Литвы и Польши может дойти и до закрытия транзита в Калининград, как наземного, так и воздушного. Недавно введённые авиа-санкции в отношении Белоруссии это подтверждают. Польша уже закрыла небо для Белоруссии.
Официальный представитель кабмина Польши Петр Мюллер:
«Кабмин принял запрет на вход в воздушное пространство Польши самолётов, эксплуатируемых перевозчиками из Белоруссии».
Такие же меры могут быть приняты и в отношении России. Если Польша и Литва закроют воздушное пространство для РФ, что тогда будет с Калининградом?
Здесь три основных сценария.
Первый - Россия в очередной раз выразит озабоченность, но кардинально ничего не предпримет. В этой ситуации туристический поток в Калининград уменьшится примерно полностью, а снабжение региона товарами на половину, как минимум. Для грузов останется ещё морской путь, но цены в Калининграде взлетят в разы, уровень жизни упадёт примерно так же.
Константин. Владелец магазина в Калининграде:
«Санкции антироссийские по нам очень сильно ударили. Мы ведь приграничной торговлей жили. Да и сейчас живём, только хуже. А в чём мы виноваты? Мы-то с литовцам и поляками всегда дружили, это Москва с ними ссорится. Прелесть Калининграда наполовину в том, что он рядом с Европой, в Гданьск быстро можно было поехать, в Варшаву, в Берлин. С политикой этой никакой радости, теперь особая экономическая зона всё больше похожа именно на зону. Давно многие говорят о том, что пора городу вернуть имя Кёнигсберг и ориентироваться на Европу, а не на Россию. Калинин, Сталин, Москва - это всё совок».
Если у России не получится разорвать экономическую блокаду, которую могут организовать Литва и Польша, то в бывшем Кёнигсберге не исключены даже внутренние волнения, об этом нам написали местные жители.
Юрий. Блогер из Калининграда:
«У нас в области многие смотрят на Запад с восхищением. Почти вся местная элита на это ориентирована. Правда, некоторых за это наказывают - был депутат Рудников, которого депортировали в США вроде бы за работу на американскую разведку, был глава курорта Янтарного, сбежавший в Австрию, несколько человек из администрации за шпионаж в пользу Польши и Латвии осудили. Но таких намного больше и они не просто на свободе, а при важных должностях. При этом они считают, что Россия это далеко и плохо, а сами хотят в Европу. Сейчас вот опять поднимают тему переименования Калининграда в Кёнигсберг. Москвичи не понимают, приезжают и умиляются этому европейскому обаянию, а за этим у «кенигсбержцев» ведь скрытая ненависть к Москве. В Калининграде многое сейчас точно так, как во Львове лет 20 назад».
Второй сценарий - Россия не только выражает озабоченность, но и обеспечивает «воздушный мост» в Калининград. Количество рейсов через Балтийское море увеличивается в разы, стоимость билетов компенсируется за счёт государственного бюджета. И грузы по воздуху доставляются, и туристов становится только больше. Через Балтийское море в Калининград лететь из Москвы вдвое дольше, но если будет и вдвое дешевле, то людей меньше не станет. Минус этого сценария в том, что технически могут возникнуть сложности с его осуществлением. Погода над Балтийским морем очень изменчива, буквально, и «воздушный мост» может оказаться не таким уж и надежным даже при огромных вложениях.
Третий сценарий - силовой. Закрытие воздушного пространства Польшей и Литвой может быть официально расценено, как агрессия. Под угрозой оказывается не просто снабжение целого региона России с миллионом населения, но и ставится под вопрос сам суверенитет России.
Вот что сказал российский политолог Сергей Михеев:
«Если Литва будет настолько враждебно себя вести и в отношении России, и в отношении Беларуси, то она напросится, вот и всё. Напросится рано или поздно на то, чтобы облегчить ей участь по организации жизни на части ее территории».
Михеев завуалированно говорит о том, что Россия вообще-то имеет юридические основания претендовать на значительную часть Литвы, и никакой Третьей мировой не начнётся, если Россия займёт Мемельский край. Это территория, которая передана именно России, как и территория Калининградской области ещё в 1945 году. Внутри СССР этот край был отдан Литве без официального оформления и вообще-то при выходе Литвы из СССР должен быть возвращён России. Понятно, что в 90-х этого не произошло из-за всеобщего раздолбайства, а позже в 2003 году Россия подписала с Литвой договор о границе. Но ведь в случае обострения отношений Москва может денонсировать этот договор. Об этом подробнее мы уже писали.
Калининград для России сейчас важнее, чем прежде. Это регион в географическом центре Европы, откуда российские военные могут контролировать половину той самой Европы.
Да и для внутреннего туризма это теперь одно из главных направлений.
В условиях, когда внешние границы закрыты, москвичи и другие состоятельные россияне отправились любоваться красотами русской Прибалтики. Многие открыли для себя Светлогорск и Зеленоградск - красивые старинные курорты, с шикарными набережными, добротно построенными в советское время.
Когда-то это был регион Германии, сейчас Россия. Завоёванная земля, последнее территориальное приобретение, оставшееся в наследство от Сталина. Это он на Тегеранской конференции заявил претензии на эту землю, рассказав, что Пруссия - исконно славянская земля.
Согласно третьему сценарию для обеспечения безопасности региона и суверенитета РФ, российские военные могли бы вполне законно взять под контроль Клайпеду, и коридор через Литву до Белоруссии.
Мемельский край потом можно будет и вернуть Литве, но только в обмен на новый договор о границах, где будет обозначен транспортный коридор из Калининграда на Восток. Тогда и внутри региона вряд ли у кого-то останется соблазн игнорировать Москву.
В принципе, это нужно было делать ещё в 90-х, но лучше поздно, чем никогда.