Несколько дней назад мы начали рассказ о проекте МАКС - Многоцелевой авиационно-космической системе, которая разрабатывалась в СССР, а затем в России, но так и не была закончена
Воздушный запуск открывал возможности выхода на любую орбиту с любого аэродрома, подходящего для размещения Ан-225. Система была более компактной и более гибкой, и позволяла не ждать окна запуска. Запуск также не зависел от погодных условий, так космоплан покидал воздушную платформу высоко над облаками.
При запуске Ан-225 должен поднять МАКС на высоту примерно в 11 тысяч метров, после чего космоплан отделяется и включает двигатели на жидком топливе. Основной бак будет отсоединялся при выходе на требуемую орбиту, а после завершения задания орбитальный самолет возвращался на аэродром.
МАКС можно было использовать как для вывода на орбиту, так и для возвращения спутников на землю, их ремонта, доставки специалистов и грузов на космические станции, в общем, для всего, что делают полноразмерные шаттлы, но в меньших масштабах и намного быстрее.
Цена также была важным аргументом в пользу этого проекта. По последним оценкам, доставка одного килограмма груза на МАКСе на низкую околоземную орбиту обходилась бы примерно в $1200: в десять раз дешевле, чем на космическом шаттле в те времена, и вдвое дешевле, чем сегодня на SpaceX Falcon 9. Возникает вопрос, можно ли доверять таким данным, поскольку стоимость доставки кажется слишком маленькой, чтобы быть реалистичной. Но нельзя отрицать, что запуск с воздушной платформы, особенно если она уже работает, может быть достаточно дешевым.
В последние годы
После распада Советского Союза промышленность вошла в глубокий кризис, экономика обвалилась, государственное финансирование прекратилось. Но конструкторы не теряли духа.
Программа МАКС продолжала действовать всё десятилетие, демонстрировалась на авиасалонах и была отмечена несколькими инженерными призами. Конструкция космоплана оставалась относительно неизменной, но планы устройства воздушной стартовой платформы были намного менее стабильными.
Еще в конце 1980-х годов Ан-225 рассматривался как временное решение вопроса запусков с воздуха. В конце концов, это был просто тяжелый транспортный самолет, созданный путем глубокого преобразования Ан-124. Специально разработанный для этих целей самолет подошел бы намного лучше, и в советской, и затем в российской авиастроительной промышленности не было недостатка в планах на них.
Основным претендентом на эту роль был преобразованный из Мрии Ан-325, более мощный и лучше приспособленный для запуска орбитальных самолетов. Он должен был иметь больше двигателей, улучшенный планёр, дополнительные топливные баки и возможность заправляться в воздухе. Эта супер-Мрия так и не дошла до проектирования, но ее история очень интересна и заслуживает того, чтобы ее рассказать отдельно.
Еще в качестве кандидатов был «Молния-1000 Геракл», двухфюзеляжное чудовище, которое могло использоваться и как транспортный самолет и как пассажирский авиалайнер с подвесной капсулой. Также какое-то время разрабатывался двухфюзеляжная«Мрия», возможно, самая безумная модификация украинского самолета. Ни один из них так и не был построен.
К концу 1990-х единственная «Мрия» была заброшена, и Антонов потерял всякую надежду быть среди лидеров в этой области. Исключались и специально построенные корабли, поэтому рассматривали другие варианты - от сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-160 и Ту-22М до исследовательского самолета М-55 и даже истребителя МиГ-31. Некоторые из них были малы, чтобы нести МАКС, и, вероятно, потребовали бы существенного преобразования.
В течение 1990-х и начале 2000-х годов российские исследовательские институты потратили на программу $1,5 миллиарда, что показывало, что к ней действительно относились серьезно, но этого было недостаточно. Проект снова ненадолго возник в 2012 году, когда конструкторское бюро "Молния" предложило МАКС для космического туризма, но не смогла найти инвесторов.
Вряд ли эта разработка возродится в ближайшем будущем. Но, оглядываясь назад, все-таки кажется, что у уменьшенного «Бурана» был потенциал. Может быть в какой-то момент кто-то вспомнит, сколько денег и сил было вложено в проект, и решит попробовать снова.
Источник: AeroTime Hub
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу
Читайте еще на канале