В кино присутствует «творческий вымысел», но он не должен заслонять правду! В детстве я любил читать книги про пограничников и смотреть кино про них. Моим кумиром был знаменитый Никита Федорович Карацупа, который задержал 338 нарушителей и уничтожил 129 шпионов. Когда пришла пора идти в армию, я попросился на границу…
Став после присяги тем самым «супергероем», который может задержать любого шпиона, я недоумевал, как это можно сделать. Как быть сильным и грозным, когда тебя только стрелять учат, да еще штыковому бою? Не один я задавался этим вопросом. Задерживать нам предстояло японских шпионов, а они, как мы думали, сплошь – мастера каратэ.
- Товарищи курсанты, у вас есть автомат и два магазина патронов!
Так отвечал начальник Учебной заставы на наши сомнения. Сказал, как отрезал.
- Товарищ полковник, так его же, шпиона, надо живым брать! – пытались парировать мы.
- Ну да, так в чем проблема? - отвечал вопросом на вопрос седой полковник.
Когда начальство выдает риторические вопросы, солдат понимает, что пора бы и подумать. Мы думали, но нам не хватало информации в виде опыта.
Никаких шпионов мы, конечно, в глаза не видели. Наши коллеги, морские пограничники, задерживали японских браконьеров, но и там обходилось без стрельбы и до каратэ не доходило.
Спустя много лет я по журналистским делам встречался с ветераном-пограничником Александром Набоко, который задержал десятки нарушителей, и служил, как и я, на Дальнем Востоке. Я уже не был юнцом, и вопросы формулировать научился.
- Скажите, как Вы прокомментируете стандартный «киношный» штамп, когда нарушитель границы, шпион, отстреливается от пограннаряда?
- Да враки это! – улыбнулся ветеран.
Я попросил уточнить, и старый погранец развеял все мои старые сомнения.
- Ни один диверсант или шпион в здравом уме (а они все такие) не станет устраивать перестрелку с пограничниками. Понимаешь, шпион, который идет через границу, либо вообще не берет оружия (он же не захватить страну пытается и «косит» под простого человека), либо, на крайний случай, имеет дамский пистолетик. У него задача – преодолеть границу НЕЗАМЕТНО и выполнить свое задание. Он знает: если его возьмут, то вскоре выдадут соседней стране в обмен на такого же нашего разведчика. Зачем ему рисковать жизнью? И потом: у диверсанта один маломощный пистолет, а против него – три автоматчика, которые очень хорошо стреляют. Дистанция, с которой может быть опасен легкий пистолет – полсотни метров, тогда как автоматчик легко «снимет цель» с полукилометра. У обладателя пистолета шансов нет!
Свирепые шпионы, которые до последнего патрона стреляют в пограничный наряд, теперь воспринимаются мною как клоуны.
Представьте, что в вас целится человек из автомата, задачи взять вас живым у него нет, а вот приказ стрелять на поражение в случае вашего сопротивления – есть. Вы станете сопротивляться? Вопрос риторический.
Кстати, об умении пограничников стрелять. На стрельбы нас возили регулярно. В этом обучении есть «ночная» программа, потому что поразить мишень при хорошем освещении – задача простая. Так вот. В ночных стрельбах есть цель «пулемет»: в кромешной темноте мишень вспыхивает огоньками, имитируя пулеметные очереди. Вспышки длятся пять секунд, как короткие очереди. Интервал между вспышками тоже невелик, секунд 5 – 6. «Пулемет» появляется три раза, за это время нужно успеть его обнаружить, прицелиться и поразить его. Так вот, я «гасил» пулемет, когда он вспыхивал второй раз! И кому захочется с таким стрелком «играть в войнушку»?
«Киношный» мир врет специально, вынужденно. Закон жанра. Прямой огневой контакт – это всегда очень интересно и зрелищно. Что это за герой, в которого никто не стреляет или не тычет ножичком? Такой «героизм» зритель легко воспринимает, потому что стреляют и режут не его…
Предвижу, мне скажут, что через границу прут и бандиты. Прут. Но и они хотят жить, иначе бы не «пёрли». Хороших вам фильмов!