Найти тему

Стороны сознания

Исследования психологов в области сознания показывают, что оно состоит из двух “сторон”. В одной — внешняя реальность, все, что происходит на поверхности, лежит в его основе. На это похоже все то, что лежит на поверхности «обыденного» знания. Такие утверждения, как «жизнь — это движение», «происходит все то-то и то- то, оттого люди счастливы и несчастны» и т. п., часто наполняют сознание людей определенного склада. Подсознательное содержание может вызвать лишь настоящее изумление, когда человек, скажем, поскользнувшись, понимает, что он не упал и не поскользнулся, а ударился. В другом случае сознание, содержащее некоторое “внутреннее”, культурное знание, может развернуться только после сознательного усилия осознать, что все, происходящее снаружи, и внутреннее, культурное содержание человека — все это разные вещи.

В первом случае, в мире, который лежит на внешнем, — ищущему кажется, что существует то, чему ему надо поклоняться, что перед ним находится «утонченная» любовь к Богу, человеческая справедливость, закон, что в мире есть нечто «высшее» или «мудрость», что существует Высший Совет, который принимает решения, что правильно, а что неправильно и т, д., и т д. Ясно, что ни то, ни другое не может быть дано реально, но лишь в отвлеченном плане. Во втором случае, перед лицом реальности, человек с трудом понимает, как можно уверовать в Бога, говорящего на языке, который не является родным ни для него, ни для других людей. Это все та же иллюзия, что истина существует, что она реальна, что человек видит ее в действительном «царстве», а не в идеализированном и воображаемом «царском» мире.

Большую часть своей сознательной жизни человек видит мир через призму “внешней” реальности, а «уличный» мир принимает как реальность подлинную. В сознательном мире «на поверхности» реализуется возвышенный идеал человеческой любви, кротости, справедливости, мудрости, а в подсознании — то, во что «внешний» мир с его кажущимся искажением реальности принимает как «действительное» и что «скрывается» в подсознательном мире, в том, что якобы находится в мире «внутреннем» от человека.

“Внутренний” мир, в котором сгущаются и конденсируются все эти идеальные представления о жизни, о ее происхождении, о смысле и о том, что есть добро и зло, образует особое пространство, которое автор обозначает меткой ╚сверх-Я╩. Это так называемое сверх-Я или внутренний субъект противоположности способен выдвинуть и утвердить как абсолютное мнение о вещах, которые принадлежат к сфере предметных, материальных. Сущность этого ╖ в том, чтобы предложить образ того, что должно быть, но еще не есть в действительности. Это ╩сверх═я╝, — «царство призраков» (Гегель), которое сводит вещи к представлению о них и отвергает реальность.

Внутреннему субъекту противоположности принадлежит и право утверждать как абсолютную истину то, что уже имеется. Поэтому идеальные понятия о предметах и явлениях имеют силу для этого отношения между внутренними субъектами противоположности. Таким образом, «слово имеет вполне объективный характер». В результате писатель в «Жалобах новичка» доказывает необходимость философии: ╗ «Мы должны быть философами, не только чтобы понять мир, который нас окружает, но и чтобы постигнуть его, чтобы он стал для нас мате- риалом, из которого мы могли бы построить себе дом.

...и вернемся к первой проблеме – к «сверх», которое стоит за предметами, за вещами и явлениями, при этом само для себя становится их причиной. Предметы и явления, так или иначе, притягиваются или отталкиваются от него. Если вещи и явления отталкиваются, то они возвращаются в свое исходное состояние. Это абсолютное движение, которое выражает целостность мысли, в противоположность тому движению, которое повторяет частичное выражение предмета, для него еще не существующего. Та конкретная сфера, которую мы называем реальностью, оказывается лишь развертыванием в мысли. Неверно противопоставлять мысли реальный мир. Реальный мир не существует, но с помощью мысли он существует, вернее, он существует только для нас, а для самого себя он не существует.

...

В центре истории писателя находится тот момент, когда, сам не зная, что делает, он бежит в лес, чтобы исследовать его сущность. Это безумный поступок, он изменяет направление мысли, и из этого положения есть единственный выход. Смысл заключается в том; чтобы изменить исходное направление мысли и продолжать ее в этой точке, по крайней мере, пока мир не выведет ее в реальность.