Найти тему
MAD TOSBY

Вторая жизнь Туве

Фото ©️ Russian World Vision
Фото ©️ Russian World Vision

В ши­рокий про­кат 27 мая вы­шел у­ют­ный фильм-пор­трет о «ма­ме» му­ми-трол­лей Ту­ве Ян­ссон. Без же­лания уди­вить и не стес­ня­ясь сво­ей пред­ска­зу­емос­ти, кар­ти­на по­ёт веч­ную оду «бре­мени страс­тей че­лове­чес­ких», ви­ти­ева­тому пу­ти ху­дож­ни­ка и деб­рям оди­ночес­тва. Под­робнее — Ан­тон Чек­лу­ев

Из дол­гой на­сыщен­ной жиз­ни Ту­ве Ян­ссон (1914 — 2001), со вре­менем став­шей на­ци­ональ­ным сим­во­лом Фин­ляндии, ав­то­ры выб­ра­ли пе­ри­од с 1944 до 1952 го­да. До соз­да­ния мощ­но­го кон­вей­ера ко­мик­сов и муль­тфиль­мов, фи­нан­со­во обес­пе­чив­ше­го Ту­ве до кон­ца жиз­ни, ос­та­ёт­ся мень­ше де­сяти­летия. Сла­ва и ус­пех приш­ли к ней в воз­расте со­рока лет. Зна­комые с детс­тва стран­ные ис­то­рии о Му­ми-до­ле и хат­тифна­тах уме­ло пря­тали тро­пин­ки к лю­бопыт­но­му ха­рак­те­ру ав­то­ра. Ту­ве — пред­ста­витель­ни­ца твор­ческой бо­гемы сво­бод­ных нра­вов, дочь из­вес­тно­го фин­ско­го скуль­пто­ра Вик­то­ра Ян­ссо­на (Ро­берт Эн­кель) и ху­дож­ни­цы Сиг­не Хам­мар­штен (Кай­са Эрнст). Она мно­го тан­цу­ет, об­ща­ет­ся с те­ат­ра­лами и жур­на­лис­та­ми. Нес­мотря на про­ис­хожде­ние, её быт ни­чем не от­ли­ча­ет­ся от сту­ден­ток куль­ков (ин­сти­тутов куль­ту­ры и ис­кусс­тва — прим. MT), хо­тя её воз­раст на мо­мент ис­то­рии уже за трид­цать. Из­на­чаль­но не рас­счи­тывая де­лать карь­еру ли­тера­тора, она ви­дела се­бя ху­дож­ни­ком-ил­люс­тра­тором, ко­торый из-за от­сутс­твия де­нег рас­пла­чива­ет­ся за квар­ти­ру кар­ти­нами. Жи­лые по­меще­ния ста­рого го­рода с вы­соки­ми по­тол­ка­ми и ши­роки­ми ок­на­ми, ук­ра­шен­ные в сти­ле ред­ко­го се­вер­но­го мо­дер­низма, встре­ча­юще­гося толь­ко в Пи­тере и Хель­син­ки, от­де­ля­ют Ту­ве от ос­таль­но­го ми­ра. Ули­цы по­яв­ля­ют­ся толь­ко в на­чале филь­ма в по­лураз­ру­шен­ном ви­де, ког­да в 1944 го­ду Фин­ляндия вы­ходит из Вто­рой ми­ровой вой­ны. Воз­можно, эта бо­язнь внеш­не­го пре­доп­ре­дели­ла внут­реннюю миг­ра­цию Ту­ве, осев­шей вдоль стен квар­тирных ту­совок.

Фото ©️ Russian World Vision
Фото ©️ Russian World Vision

Тог­да Ту­ве и пог­ру­зилась в мир те­ней, под­чер­кнув­ший её «кос­ми­чес­кую» пер­со­ну, что от­ра­зилось и на пер­вых наб­росках жи­телей Му­ми-до­ла. Ту­ве объ­еди­нила в се­бе ко­кетс­тво, кро­тость и син­дром са­моз­ванца, ес­ли угод­но — а­ут­сай­де­ра, ко­торый ждёт под­во­ха. Это фор­ми­ру­ет её ска­зоч­ный мир, на тер­ри­торию ко­торо­го ак­ку­рат­но сту­па­ют нез­на­ком­цы. Твор­ческий цей­тнот, по­иск ва­ри­ан­тов про­дол­же­ния карь­еры ма­тери­али­зу­ют­ся в ви­де на­вис­ших те­ней — фи­гур от­ца и воз­люблен­ных. Пер­вой тенью ста­новит­ся отец, счи­та­ющий, что ил­люс­тра­ция не яв­ля­ет­ся ис­кусс­твом. Вик­тор по од­ним ему из­вес­тным при­чинам пы­та­ет­ся до­казать сос­то­ятель­ность сво­ей про­фес­сии мо­лодо­му по­коле­нию в ли­це Ту­ве. Меж­ду ни­ми вы­рас­та­ет кон­фликт зло­го нас­тавни­ка и рас­се­ян­ной уче­ницы.

Фото ©️ Russian World Vision
Фото ©️ Russian World Vision

Вто­рая тень — об­раз бо­гини в ли­це те­ат­раль­но­го ре­жис­сё­ра Ви­вики Бан­длер (Крис­та Ко­сонен). Бо­гем­ная де­вуш­ка сво­бод­ных нра­вов от­клик­ну­лась страстью не ме­нее сво­бод­ной Ту­ве. Приз­нав свою би­сек­су­аль­ность, Ту­ве ве­ла по­лигам­ные от­но­шения од­новре­мен­но с Ви­викой и жур­на­лис­том-со­ци­алис­том Ато­сом Вир­та­неном (Шан­ти Ро­ни), ко­торый сде­лал пи­сатель­ни­це пред­ло­жение. В хит­рос­пле­тени­ях сво­бод­ных от­но­шений Ту­ве чер­па­ет вдох­но­вение для сво­их сю­жетов, ко­торые ста­новят­ся убе­жищем — «од­ной у­ют­ной ком­на­той», спа­са­ющей от от­ветс­твен­ности взрос­лой жиз­ни. Бла­года­ря Ви­вике Ту­ве де­ла­ет вы­бор в сто­рону от­но­шений с жен­щи­нами, раз­ры­вая по­мол­вку с Вир­та­неном. Но Ви­вика так и ос­та­ёт­ся не­дося­га­емой бо­гиней, энер­ги­ей, ко­торой пи­та­ет­ся пи­сатель­ни­ца. Она во­дит Ту­ве за со­бой, да­вая мни­мую на­деж­ду на от­но­шения. При этом Ту­ве уме­ло дер­жит дис­танцию, ос­та­ва­ясь сво­бод­ной в сво­ём са­мовы­раже­нии и не­зави­симым ав­то­ром.

Фото ©️ Russian World Vision
Фото ©️ Russian World Vision

По­доб­но Кэ­лу в ис­полне­нии Джей­мса Ди­на из «К вос­то­ку от Рая» (1955), Ту­ве со­бира­ет лич­ность по ку­соч­кам че­рез опыт об­ще­ния с близ­ки­ми людь­ми. Но в от­ли­чие от дес­трук­тивно­го под­рос­тка Кэ­ла она вкла­дыва­ет опыт в твор­чес­тво. Бе­зот­ветная лю­бовь к за­муж­ней и вет­ре­ной Ви­вике, же­лание быть ря­дом с ней при­вело к пер­вой ус­пешной пос­та­нов­ке по по­вес­ти «Му­ми-Тролль и ко­мета» в 1949 го­ду, для ко­торой Ту­ве лич­но офор­ми­ла де­кора­ции. Вы­бирать­ся из па­ути­ны твор­ческо­го го­лода — это не до­рога из пун­кта А в пункт Б, а ско­рее раз­раста­юща­яся гриб­ни­ца. Эта ис­то­рия на­чалась за­дол­го до Сом­мерсе­та Мо­эма, ге­рой ко­торо­го, же­ла­ющий стать боль­шим ху­дож­ни­ком, ри­совал эс­ки­зы для ма­гази­на одеж­ды. Коп­по­ла в на­чале карь­еры меч­тал стать пи­сате­лем и те­ат­раль­ным ре­жис­сё­ром, а Куб­рик был фо­тог­ра­фом. Ту­ве Ян­ссон от жи­вопи­си спус­ти­лась к ко­мик­сам. Её дви­гате­лем ста­ла при­выч­ка за­путы­вать се­бя и не бо­ять­ся быть сво­бод­ной с ок­ру­жа­ющи­ми. Де­сять лет жи­вя в этом кон­флик­те, куль­тур­ный фонд Ту­ве рас­ши­рял­ся и пе­реда­вал­ся де­тям в ви­де осад­ков эмо­ций. Из твор­ческо­го цей­тно­та она выш­ла в от­кры­тый кос­мос, по­лучив зас­лу­жен­ный хеп­пи-энд: вы­год­ный кон­тракт на ре­гуляр­ные пуб­ли­кации, при­мире­ние с тенью от­ца, ко­торый до смер­ти втай­не со­бирал на­рисо­ван­ные ко­мик­сы Ту­ве, про­щание с не­дос­тупной Ви­викой, сде­лав­шей её из­вес­тной, и в ито­ге най­ден­ная лю­бовь в ли­це Ту­улик­ки Пи­ети­ля (1917 — 2009), с ко­торой Ту­ве про­жила до кон­ца сво­их дней в «у­ют­ной ком­на­те» на собс­твен­ном ос­тро­ве Кло­ваха­рун. На­пол­ненный не­оп­ре­делён­ностью пе­ри­од сос­та­вил яд­ро ста­нов­ле­ния и син­хро­низа­ции це­лос­тнос­ти лич­ности с эле­мен­та­ми, ока­зав­ши­ми вли­яние. Раз­ме­рен­ный фильм «Ту­ве» (2020) об этом, и он мо­жет стать оче­ред­ным зер­ка­лом для тех, кто ищет се­бя в твор­чес­тве.

18+ «Ту­ве» (2020): в про­кате с 27 мая.