Найти тему
VIKENT.RU

Парадигмы антропологии по Максу Шелеру

Оглавление

Данная статья относится к Категории: Научные парадигмы

1. Макс Шелер — немецкий социолог, один из основоположников философской антропологии. В 1924 году ввёл в научный оборот термин: Социология знания / Wissenssoziologie
1. Макс Шелер — немецкий социолог, один из основоположников философской антропологии. В 1924 году ввёл в научный оборот термин: Социология знания / Wissenssoziologie

Макс Шелер пишет: «Противоречивые психологические, социологические и исторические концепции сталкиваются и переплетаются самым причудливым образом. Но если всмотреться, то становится ясно, что в основе всех этих столь многообразных высказываний лежит лишь несколько основных и коренным образом различных понятий о человеке».

Вскрыть эти понятия, привести их к окончательной ясности, свести к немногим определяющим типам - такова задача, которую ставит себе Шелер. С такого типологического анализа должна начать антропология. И вот, сквозь бесчисленные оттенки современных утверждений, Шелер различает пять основных и определяющих идей о человеке. Три из них являются общим достоянием, и мы невольно опираемся на одну из них всякий раз, как высказываем что-нибудь о человеке или истории. Две - гораздо более новые; они, может быть, уже давно «носятся в воздухе», но последовательно развиты лишь в новейшей, в частности немецкой, философии. Каковы же эти пять идей-типов?

Первая идея - это иудейско-христианский миф о сотворённом человеке и смысле его бытия. Идея эта и, в частности, её основные моменты - первородный грех, искупление, эсхатология - крайне живуча и часто явственно обнаруживает себя даже там, где о догматической вере не может быть и речи. Этой идее соответствует целый ряд концепций истории.

Вторая идея впервые «открыта» Платоном и Аристотелем и, по существу, неизменная, царит в философии до наших дней. Она стала общим достоянием и в обиходе получила даже опасный характер несомненности и неоспоримости. Это идея «homo sapiens».

Её основные черты:

  1. человек единственный среди живых является носителем специфического фактора - разума, неразложимого и не сводимого на другие, низшие факторы.
  2. основное свойство разума, непререкаемо за ним признанное, - способность познавать сущее как оно есть;
  3. разум тождественен себе и неизменен в любую эпоху, в любом homo sapiens. Лишь третье свойство (неизменность) было подвергнуто сомнению: Гегель приписал разуму, как таковому, становление во времени. В остальном идея «homo sapiens» осталась неизменной в самых противоположных доктринах.

Но способность разума познавать сущее как оно есть - эта способность, сознательно или бессознательно, коренится на одной предпосылке: богоподобие или богоданность разума (а в более исконной форме: торжество или подобие человеческого логоса мировому Логосу). Если устранить эту предпосылку, идея homo sapiens теряет всякий смысл.

2. Image by jplenio from Pixabay
2. Image by jplenio from Pixabay

Третья идея - натуралистическая, позитивистическая и, позднее, прагматическая. Она отрицает специфичность и неразложимость разума, видит в нём лишь продукт инстинктов и чувственных восприятий.

Определяющее начало в человеке это не разум (нечто вторичное, производное), но инстинкты. Инстинкты распадаются на три основные группы, и обыкновенно одной из этих групп придаётся первенствующее значение. Соответственно этому существует и три типа натуралистических концепций истории. Во-первых, теории экономические, напр., марксизм, для которого история - «борьба классов», «борьба за место у корыта» (инстинкт питания). Во-вторых, теория, истолковывающая историю прежде всего с точки зрения инстинкта размножения или одной из его форм (пример: Фрейд и его libido). В-третьих - история sub specie «воли к власти» (уже Гоббс и Макиавелли, особенно - Ницше).

Шелер отмечает, что есть одна черта, неожиданно роднящая между собою все разнообразные натуралистические теории: это неизменная вера в разумную эволюцию, в высокую цель человеческого развития. И здесь обнаруживается странное сближение этих теорий с идеей «homo sapiens».

Четвертая идея - «страшная для западного чувствования и западного мышления». Вот в чём она заключается. Вся история человечества - непрерывный декаданс, самые истоки её отравлены, ибо то, что делает человека человеком - его разум - есть болезнь. Человек - «животное, заболевшее разумом» и потому - животное обречённое на вымирание. Подлинные жизненные силы он подменил жалкими суррогатами (язык, понятия и, вообще, все материальные и духовные ценности культуры). Ради этих призрачных «ценностей» он изменил подлинным ценностям жизни. Человек уже не приобщён экстатически жизни, он не погружен и не укоренен в мире, как всё живое, но лишь отвлечённо сознаёт жизнь и мыслит мир. Наша история - процесс непрерывного разрушения, разъедания жизни разумом, этим страшным «метафизическим паразитом». Однако, ведь этот «патогенный процесс» длится уже 10 000 лет. Но что такое десять тысяч лет в ЖИЗНИ вида? -приблизительно то же, что в жизни индивидуума «восьмидневная лихорадка, от которой пациент скончался». Разные культуры в разное время приходят к смерти, но самая культура как таковая есть процесс умирания.

3. Image by mostafa meraji from Pixabay
3. Image by mostafa meraji from Pixabay

Словом, это давняя тютчевская мысль о неустранимом «разладе» разума и природы, и о «призрачной свободе» нашего духа, как корне этого разлада. Но здесь эта мысль разрослась в толстые томы и вооружилась «наукообразной» аргументацией.

Шелер пытается вскрыть происхождение этой «страшной» теории. Он находит зачатки (только зачатки) её у поздних (Гейдельбергских) романтиков, у Шопенгауэра, Ницше и Бергсона. Но идея эта обострилась и обрела силу, только пройдя через роковой опыт «страшных лет» Европы. Теперь разнообразные мыслители разными путями подходят к ней с какой-то странной неизбежностью: философы и психологи (Клаге), палеогеографы и геологи (Даке), этнологи (Фробениус), историки (Шпенглер) - и многие другие.

Шелер явно встревожен этой идеей и, с видимой страстностью, ищет показать её коренную противоречивость... Но я не могу коснуться здесь его высокоинтересных критических соображений.

Пятая идея, в противоположность четвёртой, возносит «человека» на ещё небывалую высоту. Эта идея - представленная Н. Гартманом (в его «Этике») и Г. Керклером - своеобразное преломление ницшева богоборчества и учения о сверхчеловеке в философском и жизненном опыте современности. […]

* * *

Таковы те пять идей, которые - по Шелеру - всецело определяют и исчерпывают всю совокупность высказываний о человеке в современной Европе. Ни к одной из них Шелер не примыкает, и идея, которая должна лечь в основу его собственной «Антропологии…», несомненно представляется ему как существенно новая, шестая идея».

Бахтин Н.М., Из жизни идей, М., «Лабиринт», 1995 г., с. 126-129.

Источник — портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

+ Ваши дополнительные возможности:

  1. Общедоступная онлайн-консультация с ответами на вопросы
    по темам развития личности (от детей до пенсионеров) и #
    triz
    27 июня 2021 (воскресенье) в 19:59 (мск).
    Регистрация и Ваши вопросы: https://vikent.ru/w0/
  2. Плейлист VIKENT.RU из 14-ти видео:

ЛИЧНОСТЬ: ЦЕЛЬ, СМЫСЛ, РАЗВИТИЕ

Ваша свободная подписка на видеоканал VIKENT.RU 1-м кликом

Изображения в статье

  1. Макс Шелер — немецкий социолог, один из основоположников философской антропологии. В 1924 году ввёл в научный оборот термин: Социология знания / Wissenssoziologie / Public Domain
  2. Image by jplenio from Pixabay
  3. Image by mostafa meraji from Pixabay