Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Сериал «Пищеблок»: Как советские пионеры пили кровь друг друга и что из этого вышло

Оглавление

Какой получилась новая экранизация «русского Стивена Кинга» от Кинопоиска

Место действия - пионерлагерь на Волге, где творятся страшные вещи. Время действия - лето 1980 года
Место действия - пионерлагерь на Волге, где творятся страшные вещи. Время действия - лето 1980 года

Сегодня выходит третья серия очередного мегапроекта Кинопоиска по следам больших стримингов – экранизация романа Алексея Иванова «Пищеблок» про подростков-вампиров в советском лагере в год Олимпиады-80.

Кинопоиск хвастается, что после «Топей» это самый популярный сериал этой платформы. Первые серии уже посмотрели и стар, и млад, и мужчины, и женщины, то есть угодили всем. Еще бы: молодежь обожает вампирскую тематику, а уж как от вампиров колбасятся пенсионеры – не описать.

Кровь алая, как пионерский галстук (или как серп и молот на плече у ветерана)
Кровь алая, как пионерский галстук (или как серп и молот на плече у ветерана)
«Я наследую Стивену Кингу», –


гордо заявляет писатель Иванов в интервью. Что ж, штук пять экранизаций у Иванова в активе уже имеется (унылый «Географ глобус пропил» с Хабенским в роли учителя-неудачника или пафосный «Тобол» с Дюжевым в роли Петра I), но чтобы
догнать и перегнать Кинга осталось снять еще фильмов 50 или 80 или сколько их там всего. Но подождите смеяться, скоро выйдет экранизация краеведческого романа Иванова «Сердце пармы» и всех точно порвет: по словам писателя, картинку обещают аж «на уровне «Игры престолов».

Наши герои - беззаботный вожатый Игорёк и бдительный пионер Валерка
Наши герои - беззаботный вожатый Игорёк и бдительный пионер Валерка

Оскал олимпийского мишки, или Как советский лагерь превратился в «Пищеблок»

Пока вожатые купаются голышом под луной, младшенькие радостно сосут друг у дружки кровь, не привлекая внимания окружающих. Пегова трубит в горн, а Трибунцев пьет водку.

Ветеран Шакуров играет «сухопарого старика в пионерском галстуке» – это Серп Иваныч Иеронов. С таким чудным именем у него дальше должен появиться брат Молот, не иначе (соответствующая эмблема на его теле уже имеется в виде кровавой татуировки). В романе Иванова детишки называют вожатую Веронику Генриховну «Вника Греховна» – видать, такой он, специфический пермский юмор.

Вожатая Вероника Генриховна (она же Вника Греховна) в объятиях хиппаря-филолога
Вожатая Вероника Генриховна (она же Вника Греховна) в объятиях хиппаря-филолога

Разговаривают все персонажи приличного вроде бы пионерлагеря без пяти минут на воровском жаргоне. Вот это вот «пацы», «фиг-ли», «старшаки», «чухан», «очкастый»это точно про пионеров или все-таки про колонию строгого режима? Рассказывают друг другу страшилки, но когда авторы все же берутся их визуализировать, вместо хоррора получается типичный клип из 90-х.

Кстати, о музыке. Где Алла Пугачева или кто там еще был популярен в 1980 году? Или все тогда слушали исключительно Дэвида Боуи? Да и черт с ней, с Пугачевой, где логика? Хиппующий пионервожатый Игорь считает «битлов» страшной запрещенкой, при этом в саундтреке звучит перепетая британская музыка поздних десятилетий, совершенно не созвучная советскому времени.

Гипсовая пионерка, которая оживает по ночам
Гипсовая пионерка, которая оживает по ночам

Но самое печальное в «Пищеблоке» (что в сериале, что в книге) – это навязчивая прямолинейность. Ужас и мистика здесь на поверхности, всё шито белыми нитками и высказывается очень в лоб – в отличие от того же Стивена Кинга или авторов фильмов ужасов, например, Джорджа Ромеро, у которых критика социального строя и «системы» зашиты где-то глубоко, ведь задача вызвать эмоцию, напугать важнее, чем с унынием в лице рассказать про ужасы текущего политического строя.

Иванов не раз упоминал «Салемских вампиров» Кинга как пример лучшей вампирской литературы. Экранизацию Тоуба Хупера с мистическим Джеймсом Мейсоном я разбирала в своей лекции, поэтому могу сказать, что «Пищеблок» Иванова с произведением Кинга имеет мало общего. По сравнению с хоррорами – классическими и не только – авторы «Пищеблока» явно не владеют жанром. Наверное, не зря большинство предыдущих творений режиссера сериала Святослава Подгаевского на Кинопоиске заслужили оценку ниже 5 по 10-балльной шкале.

Лагерный доктор с двойным дном, хобби - водка
Лагерный доктор с двойным дном, хобби - водка

Адепты и пиарщики сериала упрекают тех, кому не понравился «Пищеблок», в консерватизме и отсталости: мол, какие вы тупые, это же новый взгляд, а вы ничего не поняли, но обиделись и оскорбились, ай-яй-яй. Но мне почему-то не кажется, что кого-то сегодня могут всерьез оскорбить вампиры в пионерлагере и прочая хтонь – всё это уже было в разных вариациях, вспомнить хотя бы Илью Масодова и его несчастную пионерку Катю.

Ну и сам писатель Иванов, который часто пускается в псевдоисторические рассуждения (см. следующий параграф), несколько лет назад отличился самым что ни на есть консерватизмом, выступив против современного искусства от Марата Гельмана в городе Пермь.

Проницательный взгляд на честном лице писателя Алексея Иванова
Проницательный взгляд на честном лице писателя Алексея Иванова

Пионерство, вампирство и очень странные дела. Зачем писателю Иванову понадобились советские 80-е?

На сей раз Кинопоиск замахнулся не на «Настоящего детектива» (и правда, сколько можно, уже было несколько попыток, не самых удачных), а на сериал про подростков «Очень странные дела», чьи три сезона с успехом прошли на Netflix и пленили аудиторию даже не столько игрой Вайноны Райдер, сколько отсылками к поп-культуре 80-х в целом.

А еще был такой довольно скверный слэшер «С.С.Д.», или «Смерть советским детям» с Анфисой Чеховой и прочими демонами воспаленного разума, где тоже фигурировал пионерлагерь в 1984 году.

Слева: плакат к третьему сезону «Очень странных дел», справа: афиша к сериалу «Пищеблок». Найдите 10 отличий
Слева: плакат к третьему сезону «Очень странных дел», справа: афиша к сериалу «Пищеблок». Найдите 10 отличий

На вопрос, почему 80-е, писатель Иванов отвечает так (как будто бы это сказано о самом себе):

Наши руководители не смогли придумать ничего хорошего и нового и впаривают обществу то, что сами видели в молодости — восьмидесятые. Они подсовывают нам просроченные идеалы, потому что по природе своей они не политики, они службисты, а генералы, как известно, всегда готовятся к прошедшей войне.
Впрочем, общество согласно принимать эту осетрину второй свежести, потому что на три поколения советских людей только брежневский застой был спокойным и более-менее благополучным временем. Общество не понимает, что застой не единственный формат благополучия, как ГУЛАГ не единственный способ освоения Колымы.


Взамен писатель Иванов предлагает соответствующий изложенному мировоззрению формат неблагополучия, потому что
альтернативы предложить он как писатель не в состоянии.

Советская символика в кадре и в головах
Советская символика в кадре и в головах

Вообще чем читать графоманские «художественные» тексты Иванова – там, например, встречаются вот такие пассажи:

  • Широкая река на ярком солнце сверкала перед носом трамвайчика, и вдали рассыпчатый блеск сливался в сплошное ослепительное полыхание.
  • В густо-синем небе инфракрасным теплом лучились лохматые кроны сосен.
  • Игорь понял, что эта девица желает получить все удовольствия сполна: приятно, когда один парень клеится, а другого можно отшить.
  • – Игорёха, забери сумку Иришкину! – по-свойски распорядился Димон. – Мне щас разную байду ещё в телегу скидать надо!

Последняя – вообще типичная фраза образца 1980 года. Ну вот, чтобы понять весь спектр идей, которыми вдохновляется Иванов, можно не читать его художку, а вполне достаточно ознакомиться с его подробным интервью про пионерство, вампирство и писательство.

В романе я ограничился вампирами. Они позволяли мне поговорить о том, о чем я хотел, — о влиянии идеологии на свободу личности. И о моей любимой теории Ричарда Докинза, на которой я и построил «Пищеблок».


Скрестить Докинза с пионерлагерем – это примерно как скрестить бульдога с носорогом.

Обычный работник детского лагеря с пионерским приветом из ГУЛАГа
Обычный работник детского лагеря с пионерским приветом из ГУЛАГа

Дальше Иванов размышляет о «концепции истории», упоминая в одном ряду, как сказал бы Остап Бендер, Гомера, Мильтона и Паниковского, точнее, Маркса, Толстого и Фоменко с Носовским:

Западный комплекс в конце 1980-х годов пожрал советский. Жить «как на Западе» обществу показалось интереснее, чем «как в совке». Когда советский порядок жизни пошатнулся, общество не пожелало его отстаивать; словно бы со скучного производственного фильма зрители перешли в соседний зал на увлекательный боевик.


И вот как бы хотелось с очередного фильма по писателю Иванову перейти на какой-нибудь производственный фильм, но увы, ведь их – в том числе благодаря таким ивановым – сегодня больше не снимают
за редким исключением.

Дальше наш герой пустится в собственную гендерную теорию (!), потом назовет себя марксистом (!!) и договорится до того, что культурные герои нашей эпохи – это блогеры (!!!). Что ж, кто бы это ни был, но это точно не писатель Иванов, навсегда оставшийся в 80-х.

Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨‍👩‍ Подписывайтесь на канал💡