Солнечным весенним днём мы отправились посетить интересное историческое место, "Царский мост», другое его название «Екатерининский мост», так называемый народом в окрестностях между селениями Гробово, сейчас Первомайское Нижне-Сергинского района Свердловской обл. и Черемшой через старый Сибирский тракт. На протяжении 7 км протекает разливается речка там Большая расковалиха (Расколиха), которая впадает в речку Черемшу.
В 3 км от деревни Черемши находится гора Расковалова, или Расколиха (410 м).
С этой возвышенности и стекают Малая и Большая Расковалихи. Малая речка от истока через 3 км вливается в Большую Расковалиху. Через эту «старшую» речку на Сибирском тракте и построен уникальный мост которому более двухсот лет. Вот туда мы сейчас и доберёмся на моей машине.
По мосту в 1824 году проезжал царь Александр I; в 1837 г. — царевич, наследник престола Александр Николаевич, в 1845-м — герцог Максимилиан Лейхтенбергский, муж дочери Николая I.
Название деревни Гробово произошло во второй половине XVII века от основателя по фамилии Трофимко Ондреев сын Гробов, жившего ранее в Уткинской (Чусовской) слободе.
Косыми крестами отмечены крепости,
которые Российская империя начала интенсивно строить вдоль северных границ уральской лесостепи. Именно там кочевали многочисленные табуны, стада, отары, принадлежавшие башкирским родам. Отсюда отправлялись они ежегодно на крупные приволжские рынки, обеспечивая Россию дешевой тягловой силой и мясом. Особенно усилилось крепостное строительство после башкирского восстания 1735г. Сверху вниз на карте отмечены крепости Красный Яр (современный Красноуфимск), Ачитская, Бисерть, Кленовская застава, Киргишаны, Гробово поле. Если эти точки соединить, можно получить контуры стратегической магистрали Кунгур – Екатеринбург, которая позже вошла составной частью в Большой Сибирский тракт. Располагаясь на нем, крепости прикрывали от набегов кочевников выросшие в таёжной зоне Урала металлургические заводы.
По приказу Александра I были утверждены правила обустройства трактов. Согласно требованиям, предполагалось использовать под устройство тракта полосу шириной в 30 сажен (порядка 60 метров). Под проезжую часть отводилось 10 сажен (около 22 метров), по 5 сажен (10 метров) с каждой стороны надлежало использовать для обустройства сточных канав и зеленых насаждений, остальную часть выделяли под перегон домашнего скота. Поначалу дорога представляла собой череду верстовых столбов. Проезжая часть была выслана хворостом и засыпана землей. В болотистых местах клали деревянные настилы — гати. С годами дорога улучшалась. Чтобы путники не плутали в снег и непогоду, императрица Екатерина II распорядилась высадить вдоль тракта березы на расстоянии почти трех метров друг от друга. Кроме того, светлая кора березы была хорошим ориентиром для ямщиков в ночное время. Строили и поддерживали тракт крестьяне, обложенные дорожной повинностью. В качестве стимула им предлагали возможность заработать неплохие деньги на транспортной инфраструктуре, обустроив придорожный сервис: организуя постоялые дворы и торговые точки. Так что тракты становились довольно притягательным для крестьян и местечковых помещиков.
Существует много горьких воспоминаний о тракте, связанных с этапированием каторжан, но все же, именно тракт дал огромный толчок в освоении Сибири. Позволил регионам европейской части государства Российского выйти на новые торговые пути в азиатской части вплоть до Китая.
Днем и ночью, круглый год по тракту непрерывной цепью тянулись обозы. Из Казани везли в Китай кожу, из Сибири с подчиненных народностей в виде подати приходили масло и меха, пушнина и серебро, редкая рыба, кедровые орехи, гусиное мясо. В Сибирь везли муку, крупу, толокно, ткани, оружие, боеприпасы. Свои товары в Китай по тракту транспортировали также Франция, Англия, Голландия. С 1735 года по нему стала осуществляться доставка важных грузов. Чтобы груз доходила быстрее, в специальной инструкции для курьеров обговаривалось: «Нигде, а особливо в городах и селениях, у питейных домов не останавливаться». По дороге ездили и правительственные почтовые курьеры. У них на упряжи висели валдайские колокольчики, дававшие высшую привилегию на тракте. Как только послышится звон, смотритель почтовой станции должен держать наготове тройку лошадей на замену, потому как почтовый чиновник нигде надолго не имел права останавливаться.
Достаточно лестно о тракте отозвался в 1829 году немецкий ученый Александр Гумбольдт. Он заявил, что тракт на промежутке от Перми до Екатеринбурга «лучше английских». И действительно, глядя на этот старый, очень красивый мост, построенный из плитняка, удивляешься с каким запасом прочности он был построен.
Без какого-либо ремонта, несмотря на то, что в советское время по нему проехали десятки тысяч автомобилей мост и в настоящее время находится в хорошем состоянии. Рядом построен современный мост. Но водители гусеничной техники чтобы не повредить новый мост, безбоязненно проезжают по старому мосту.
Да, действительно «Царский мост».
Как доехать: По Новомосковскому тракту едем на Пермь, мимо Ревды, примерно через 16 км от поворота на Ревду, будет стоять указатель на «Крылосово». Поворачиваем направо и едем по указателю. Через 4 километра, почти прямого участка, упремся в Т-образный перекресток. Поворачиваем налево, в сторону села Первомайского. Примерно через два километра увидим указатель с названием реки.
Координаты для GPS-навигатора
56.862611, 59.612583