Найти тему

Мотоциклы на гусеницах – как они появились. Часть вторая

Первая часть рассказа о мотогусеничных машинах была посвящена тому, как появилась такая гибридная техника и некоторые ее первые представители из Великобритании. Однако до Второй Мировой войны было выпущено довольно большое количество гусеничных мотоциклов в Европе и в СССР, что требует второй части статьи.

Итальянская армия в ходе Первой Мировой войны по ряду технологических вопросов плелась в хвосте. Поэтому после войны итальянские инженеры начала наверстывать упущенное. Так в 1931 году был разработан для подразделения связистов мотоцикл Tractorcycle (Тракторцикл). Задняя часть у него была полностью на гусеницах без возможности демонтажа. Предполагалось, что модель будет выполнена в двух вариантах, для армии Италии и в гражданском виде.

Примерно в то же самое время во Франции по поручению генерала Андре Мажино компания «Рене Жилле» приступила к проектированию мотоцикла для армии с гусеничным ходом. Создание мотоцикла заняло два года, и в 1933 году был представлен первый, полностью гусеничный, экземпляр. Но весил он порядка 600 килограмм и ни о какой мобильности, конечно же, речи быть не могло. Тогда по просьбе руководства Французской армии мотоцикл доработали, заменив переднюю гусеницу на колесо. Кроме этого второй экземпляр для устойчивости был снабжен коляской, также на колесе. К сожалению двигатель типа J, установленный на это чудо, постоянно перегревался, а сама конструкция часто выходила из строя.

Пятью годами позже другой француз, J. Lehaitre, представил свое детище – полностью гусеничный мотоцикл, большая часть которого была закрыта противоосколочной броней. Правда, броня больше всего нужна была для защиты от столкновения модели с препятствиями, а не от осколков. Поворачивал мотоцикл с помощью прогиба гусеницы и наклона самого водителя. Позже, для лучшей остойчивости, изобретатель оснастил модель двумя боковым колесами, по типу детского велосипеда. Особых преимуществ перед обычными мотоциклами армия Франции в этой модели не нашла, плюс вес машины, ее проходимость оставляли желать лучшего, отчего проект был отвергнут.

Очень похожим на модель J. Lehaitre должен был быть мотоцикл Павла Игнатьевича Гроховского, известного в СССР своими изобретениями в сфере авиации, военной техники. Он еще в начале 30 годов, то есть за 7 лет до J. Lehaitre, предложил машину, полностью покрытую броней, с башней, вооруженную пулеметом. Передняя часть была с управляющим колесом, задняя гусеничная, с двумя боковыми колесами для устойчивости. Водитель – танкист, мог закрываться в броневике – мотоцикле, ведя из него пулеметный огонь с одновременным движением.

Однако еще на стадии проекта от этой идеи Красная армия отказалась. В конце 1937 года НАМИ стала разрабатывать интересную модель, основанием которой служил мотоцикл Л-300. Задняя часть конструкции представляла собой гусеничную ленту, на которую устанавливался мотоцикл, вращающий ее своим задним колесом. Первый вариант показал громоздкость конструкции и недостаточную мощность мотора мотоцикла. Поэтому с середины и до конца 1940 года проводились испытания другой модели, базой для которой послужила более мощная машина Л-8. Но и она особых преимуществ не имела, поэтому конструирование в этом направлении было завершено.