Найти тему
Михаил Титов

На выходе из соцреализма

Виктор Ерофеев. Русские цветы зла (антология)

Бодлер (а "цветы зла" - прямая отсылка к французскому поэту) к этому сборнику, как мне показалось, во многом притянут за уши. Ерофеев сам оговаривается, объясняя свой выбор рассказов, что хотел показать «асоветскую» литературу. Не антисоветскую, выступающую против строя, а литературу, выходящую за рамки официального соцреализма.
Сборник 1997 года, рассказы не датированы, но можно, исходя из биографий авторов, предположить временной разброс. Открывает книгу
Варлам Шаламов (60-е), заканчивает составитель собой и 90-ми. Причём, обратите внимание: многие - из тогда только начинающих - известны до сих пор, а кто-то уже и классиком стал.

Сказать, что меня в этом сборнике что-то зацепило, не могу. Когда листал книгу в библиотеке, думал, что это будет русский трэш. Местами он присутствует, но не настолько, чтобы объединить собой все рассказы.
На выходе только двое удивили.
Виктор Астафьев своей «Людочкой», где переехавшая из деревни в райцентр девушка после изнасилования местным бандитом вешается. Этакое странное развитие любимой темы Астафьева - борьбы города с деревней.
И рано умерший
Евгений Харитонов с рассказом «Духовка». Тут вообще про любовь 28-летнего парня к 16-летнему школьнику. Сразу оговорюсь, что в рассказе никакого натурализма, только страдания «взрослого Вертера» от неразделенной любви...

-2

Кстати, хороший текст у Венедикта Ерофеева (это который "Москва-Петушки"). Про Шаламова и Довлатова говорить не буду: все ж таки классики. Вот, пожалуй, и все. Остальное можно не читать.
И да. Из всего напечатанного самое отвратное -
Сорокин и Виктор Ерофеев. «Заседание завкома» - это тот ранний Сорокин, где классический текст на производственную тему вдруг превращается в хоррор. У Ерофеева же в «Силе Лобного места» так много интимных подробностей, что начинают раздражать...

-3

PS
В общем, рекомендовать не буду.