По Европе бродит новая форма депрессии: ее называют 'синдромом Италии'. Дело не в финансовой шизофрении или опасности новой рецессии. Синдром, получивший название от Belpaese, поражает самых незаметных рабочих, или, скорее работающих сиделками женщин.
Первыми обратили внимание два психиатра из Ивано-Франковска, городка на западе Украины, глубоко отмеченного трагедиями двадцатого века.
Андрей Киселев, Анатолий Файфрич заметили, что у женщин, которые вернулись домой после работы в Италии, клиническая картина болезни отличается от картины остальных пациентов, находящихся на лечении.
Симптомы: плохое настроение, постоянная грусть, потеря веса, бессонница, усталость, дополняются совершенно новыми-сочетание ослабленного чувства материнства с глубоким одиночеством и радикальным расколом идентичности.
Эти матери уже не знают, к какой семье и какой стране они принадлежат, как будто древняя гармония внезапно нарушилась.
Спрос на работу сиделкой высок в Италии, стране с 13,4 миллиона пожилых людей, которая классифицируется Организацией Объединенных Наций, как вторая страна в мире по долголетию.
На протяжении тысячелетий истории человечества о пожилых людях заботились члены семьи. Но старение и отношение к нему общества связано не только с физиологией, но и является результатом культурного процесса и подвержено изменениям в исторических эпохах.
Прогресс медицины и демографические изменения в западных странах привели к появлению очень большого числа пожилых людей старше семидесяти.
В то же время оценка старости тоже претерпела почти радикальные изменения: из драгоценного актива превратилась в бремя для общества. Знания слишком обширны, развиваются стремительно старость и мудрость больше не ассоциируются, кроме того убеждение играет против старости.
Там, где когда-то действовали племя, род, крестьянская и буржуазная семья, теперь действуют сиделки. Целые дни и ночи они заботятся о престарелых и больных.
Это уже само по себе является тяжелой работой, но если это делается путем отъезда из своей страны, от родных и близких, тогда это неизбежно сопряжено с проблемами, чувством вины, раскаяния и часто с психическими и нервными патологиями.
Эта социальная и человеческая ситуация, которую знают в Италии, но на нее смотрят с безразличием, в конце концов, если заботу о своих стариках спихнули на чужих людей, то кто будет беспокоиться о сиделках?
Речь идет о людях, которые приезжают в Италию по нужде. Основная потребность, очевидно, является экономической: они приходят на работу, чтобы спасти дом от кредиторов, позволить своим детям учиться, вырваться из тупика социально-экономической реальности, убежать от пьяного праздного мужа или просто, чтобы позволить себе лучшую жизнь.
Румынские, украинские, русские, молдавские женщины работают постоянно, иногда без выходных, чтобы отправлять денежные переводы домой. Они переносят изнурительные смены, даже бесчеловечное обращение, недоедают и недосыпают. Так неделями, месяцами, годами, до краха.
"Работа семейного помощника сегодня одна из самых ответственных и утомительных. Если мы думаем о работе по уходу, особенно о пожилых людях, семейный помощник рискует стать "второй жертвой болезни", именно потому, что его участие в уходе подвергает его чрезмерному стрессу", - объясняет Мария Грация Вергари, психотерапевт и преподаватель Папского педагогического факультета "Auxilium" в Риме.
- К этому добавляется тяжелая атмосфера сосуществования 24 часа в сутки. В условиях стресса у этих людей "развиваются соматические симптомы: утомляемость, частые головные боли, желудочно-кишечные расстройства, одышка и психосоматические явления (язвы, боли в спине, тахикардия, тошнота), снижение иммунной защиты.
Сон нарушают негативные мысли и кошмары, повышается склонность к несчастным случаям. К соматическим симптомам добавляются психологические: чувство вины по отношению к пожилым людям, по отношению к своей семье, чувство неудачи, негодование и цинизм, агрессия подозрительность, паранойя",- уточняет Вергари.
В Италии работает почти 900 000 домашних помощников по контрактам. Из них 78% иностранцы по данным ассоциации Golf Domina. Пятая часть от общего числа приезжают из стран ЕС, а почти 6 из 10, не входящих в ЕС. А если добавить с нерегулярными контрактами, то число достигнет 2 миллионов.
-"В этом виде работы нет гибкости, нет формы, как неполный рабочий день. Существует неправильное толкование понятия "проживание и питание". Теоретически рабочий день может продлиться и всю ночь, рабочее время мало кто соблюдает",- сказала Маддалена дАприле, рекрутер из Рима.
По ее словам эксплуатация происходит с двух сторон:
-Со стороны семьи часто наблюдается тенденция эксплуатировать рабочих, просить слишком много, не обеспечивать нормальное жилье, часто не давать достаточно еды .
Мой опыт. Я помню, мне предложили ухаживать за попавшим в аварию мужчиной, который был парализован ниже пояса. Утренние процедуры предусматривали применение катетера, специальную гимнастику. Чтобы его одеть, необходимы были недюжинные силы, потому что его ноги начинали бить конвульсии, если тело меняло свое положение.
Мало того, что я вымывала, нет, вылизывала все места, где находился мужчина, боясь занести инфекцию, потом прибавилось: забери детей из школы, потом убери всю квартиру и погладь белье на семью, ну и напоследок, еще и собаку повесили, делать же мне нечего.
Выгорание. Находясь в Италии, женщины ощущают глубокую нехватку своей семьи, отсутствие поддержки со стороны родных и близких.
Таня Карнута работает в Италии сиделкой с 2006 года. После 30 лет брака ее муж, решил развестись. Вот ее слова:
- "Синдром Италия" начинается дома. На тебя начинают смотреть как на банкомат. Вы переживаете стресс на работе и звоните домой, чтобы успокоиться и поговорить о своих страданиях. Но люди дома вас не понимают.
Но дети платят самую высокую цену
Множество одиноких детей, брошенных на произвол судьбы, которые не могут заполнить эмоциональную пустоту только посылками и денежными переводами.
- Благополучие этих несовершеннолетних находится под угрозой их часто не кормят должным образом, они не заинтересованы в учебе, часто находятся в плохой компании. Это тоже "синдром Италия". Даже для тех детей, которые следуют за своими матерями адаптация длится долго и совсем не легко, - заключает Вергари.
"Синдром Италия" поражает этих женщин во время пребывания в Италии, но особенно ярко проявляется во время их возвращения домой. В семьи, которые считают их чужими, в бедные страны, где их считают богатыми, с упреками от тех же детей, с которыми связь непоправимо разорвана.
И только не рассказывайте мне сказки, что это работа, такая же как и другие.
Понравилась статья? Подписывайтесь на мой канал