Гребенщиков Михаил Григорьевич (1854-88), автор «Путевых записок и воспоминаний по Дальнему Востоку» - это, конечно, «не Магеллан, не Марко Поло, не Марк Твен и даже не Арсеньев».
В этом редакторы Государственной публичной исторической библиотеки, переиздавшие его книгу, совершенно правы. И при этом сами себя спрашивают: «так стоит ли издавать почти неизвестного журналиста»? И отвечают: стоит. Хотя бы потому, что путевые записки Гребенщикова не одиноко «висят в воздухе», а последовательно дополняют собой ряд разнообразных изданий позапрошлого века на тему развития и освоения наших дальневосточных территорий, их управления, отношений местных жителей и представителей власти с соседними народами и государствами, исконных традиций и интересов большой политики. Из этих публикаций наиболее известны дневники писателя Ивана Гончарова – «Фрегат «Паллада» - на котором совершалось плаванье адмирала Путятина с дипломатической миссией в Японию. Но были и другие, они упомянуты во вступительной статье и комментариях.
Гребенщиков имел непосредственное отношение к важному хозяйственно-экономическому проекту – организованной правительством кампании по переселению жителей южных российских, новороссийских и малороссийских губерний на восточный край империи. Она велась задолго до того, как ее попытался ускорить и реорганизовать самый выдающийся министр последнего царского правительства Петр Аркадьевич Столыпин.
Необходимость переселения издавна была очевидна: на пустующие земли, богатые всевозможными ресурсами, всегда могли найтись и не раз находились весьма настойчивые претенденты. Насущной задачей было не только разграничение владений с Японией и Китаем, но и охрана, например, котиковых лежбищ от американских браконьеров, а местных аборигенов – от спиртовозов того же заокеанского происхождения. Помните повесть «Морской волк» и другие северные рассказы Джека Лондона? Как его лихие персонажи опасались русских крейсеров? А для крейсеров нужны базы, и нужно население, которое будет те базы обслуживать, снабжать продовольствием, а главное – считать место своего обитания не каторгой и ссылкой, а настоящей родиной, дорогой и любимой землей, на которой хочется жить самому и передать ее своим детям.
Конечно, в середине и даже второй половине позапрошлого века русскому Дальнему Востоку до такого состояния было еще далеко. И питерский журналист, назначенный сопровождать партию переселенцев на одном из пароходов Добрфлота, а затем два года проработавший секретарем переселенческого управления во Владивостоке, отнюдь не пел дифирамбы слабой организации и жестким порядкам осуществляемого с его участием процесса. Но он не был равнодушен к происходящему, отличался тонкой наблюдательностью и хорошо владел пером, умея преподнести факты ярко, содержательно, а порой и с уместным юмором. Плаванье на пароходе с юга России через портовые города Азии описано в лучших традициях жанра путешествий. В размышлениях по поводу текущих событий затронуты важные и существенные (причем важные до сих пор!) российские государственные интересы.
Гребенщиков М.Г. Путевые записки и воспоминания по Дальнему Востоку. /пред. и коммент. Л.В. Беловинского; Москва: Государственная публичная историческая библиотека России, 2020. – 240 с.
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .
Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.