Всем не даёт покоя школьная программа по литературе – вы заметили? Не физика. Не химия, даже не история – литература.
А знаете, это закономерно, пожалуй. Потому что со школьной физикой и химией мы в повседневной жизни практически не сталкиваемся. Ну, то есть, не то, чтобы не сталкиваемся. Но сталкиваемся как-то для себя незаметно. А литература - вот она: взял книжку почитать – и на тебе. Опять же, включил телик кино посмотреть, а там экранизация классики. Это как с медициной. Никто ведь не берётся холодильники ремонтировать без специальной подготовки. А вот лечить ( как и учить) лезут ну прямо все.
Вот и меня чаша сия не минула. А всё с чего началось. Взяла я книгу «Война и мир» и стала читать. Нет. В школе-то мы её изучали, конечно, но читать я её тогда не стала. Обошлась критическими статьями, посдувала кое-что с учебника, сочинение написала общими шаблонными фразами – и всё. А тут захотелось просто прочесть. И знаете, что я вам скажу? Мы сильно переоцениваем детей, постоянно втюхивая им в школе книги не для детей – вот и всё. не по возрасту. Ну, не нужен детскому, подростковому восприятию, настроенному на приключения, фантастику, борьбу, на, не побоюсь этого слова, половое взросление, на спасение, блин, мира и покорение вселенной, на разбирательство в собственных дружбах, враждах и любовях - этот бытовой роман позапрошлого века, где и устои не те. и интересы не те, и чувства другие. Не переварится. Не понять ему всех этих цирлих-манирлих, а из-за этого и языка Толстого, сочного и удивительно точного, тоже не понять. Мимо него пройдёт.
А знаете? Как-то в детстве отравилась я несвежей рыбой, так потом я на самую вкусную рыбу смотреть не могла лет десять. Так и школьник, отравленный неперевариваемой для него школьной программой, ещё очень долго не возьмёт в руки ни «Му-му», ни «Анну Каренину». Да и любую другую книгу не возьмёт без определённого преодоления, без внутреннего протеста.
Ну, скажите, пожалуйста, что даст современному школьнику «Евгений Онегин»? Идею о том, что нужно хватать то, что в руки плывёт, чтобы потом локтей не кусать? Что даст «Анна Каренина»? Тяжкий выбор между пристойной семейной жизнью и любовью? Не смешите мои тапочки – дети этот выбор к третьему классу делают, а про Анну Каренину справедливо отзываются: «Корову б ей, а лучше две». Или возьмите чувства Николеньки Ростова к императору Александру. Да в современных условиях незрелому школьнику о них и упоминать страшно. Кто-то помнит о чём, собственно, роман Чернышевского «Что делать?». О том, что Рахметов на гвоздях спал? Кто-то по-прежнему считает прогрессивным Базарова – человека , приехавшего в гости. и там, в гостях. нагло демонстрирующего пренебрежение и к хозяевам и к своему вроде другу, настолько не вписывающегося в современное ему общество со своим почти аутизмом, что ему единственный выход был – подхватить тиф, да и умереть? А что в нём, собственно, хорошего? Ни привязанностей, ни чувства долга - так, скука и неоправданное самомнение. А ведь врач. Врач, которому первое, что необходимо. это не снисхождение даже, а уважение к людям, отличающимся от него по взглядам и убеждениям, открытость аргументации.
Да и зачем всё это совершенно устаревшее, отжившее, не существующее больше современным детям? Чтобы построит аллюзии, провести параллели и узнать в старом витке спирали новый? А для параллелей нужна зрелость, какой в тринадцать-пятнадцать лет ещё не бывает.
Да, изучение классики необходимо, как изучение родной речи вообще. Но зачем, скажите пожалуйста, при этом из-под палки читать конкретные произведения конкретных писателей, которые, может, и не трогают, и не интересны, и не к месту, и не вовремя? Почему не изучать литературу, как явление, со свободным плаванием в море произведений и авторов, подвергая их какой-то классификации, осмыслению, выявляя закономерности, периоды, тенденции. Рассматривая предмет, так сказать, в целом. Ну, вот учат же так музыку, не долбят же по целым четвертям «Времена года» Чайковского. А чем литература хуже музыки? Это – творчество. Искусство, художественная книга должна доходить не через ум, а через эмоции, через чувственное восприятие – а какие могут быть эмоции, если ребёнка заставляют читать то, к чему у него душа не лежит( да и не может, по большому счёту, лежать – всё по той же причине – книги не по возрасту, не ко времени, не соответствуют сиюминутному душевному настрою). Я не уверена, что в старых гимназиях, в Царскосельском лицее было такое преподавание с подробным разбором «образа Вергилия в произведении «Ад» Данте» или «стилистические приёмы преувеличения значимости личности поэта в произведении Державина: «Признание». И ничего, выросли вполне себе образованные люди.
Вы понимаете, я к чему веду? Нужно преподавать литературу – именно литературу, а не «Преступление и наказание» и не «Грозу», потому что и то, и другое – просто литературные произведения, а ещё не литература.