„Из всех творений рук человеческих автомобиль больше всего похож на живое существо.“ — Сэр Уильям Лайонс 1901 - 1985
Автомобиль в наше время из средства передвижения преобразовался в предмет роскоши. Но к сожалению не все могут себе позволить эту роскошь, ибо удовольствие это не из дешевых. Речь идёт не о старых ржавых вёдрах, а о современных комфортабельных автомобилях. Кто то может позволить себе без проблем приобретать автомобили любого сегмента, а кто то откладывает каждую заработанную копейку. Ну или на худой конец, влезают в долги под проценты.
Бизнес по продаже автомобилей построен на всем известном дилерстве.
Как пример один из пионеров этого бизнеса в России была компания "Рольф" Основана 5 августа 1991 года. Штаб-квартира — в Москве. Компания занимается продажей новых автомобилей и автомобилей с пробегом, мототехники, автомобильных аксессуаров, сервисным обслуживанием авто- и мототранспорта, оказывает услуги по кредитованию и страхованию.
На сегодняшний день в России почти в каждом краевом центре и крупном городе присутствуют дилеры разных брендов автомобилей. У каждого своя история, репутация. Естественно как и весь бизнес в России, дилеры тоже имеют случаи которые очерняют репутацию, но согласно статистике, потребитель всё равно доверяется официальному дилеру при покупке автомобиля. Это же дилер еще и официальный.
Однако за последние годы на рынке по продаже автомобилей стали появляться как их называют "Черные Дилеры". Еще одно название их называют "Серые Дилеры".
С виду для обывателя, такие автосалоны ни чем не отличаются от официальных дилеров. Шоу-рум. Кредитный отдел. Менеджеры в рубашках, чай, кофе и сахар. Все таки серьезная организация. Но вот есть один момент, это принцип работы этих автосалонов.
- Почти каждый покупатель начинает свой поиск автомобиля в интернете. Изучая просторы интернета, потенциальный покупатель наталкивается на объявление, которое гласит. Автомобили по низким ценам, в кредит по самым низким процентным ставкам. Естественно покупателя это привлекает. ХАЛЯВА КАК НИ КАК! Кликом мыши покупатель открывает рекламу и попадает на сайт, где представлен выбор новых автомобилей по действительно привлекательным ценам. На сайте есть раздел "оставить заявку".
- Следующий этап после оставленной заявки, с покупателем связывает оператор колл-центра. Записывают данные, ФИО город и прочее, спрашивают какой автомобиль интересует. Покупатель указывает на конкретный автомобиль который ранее видел на сайте и даже уточняет про цену. На серьезных тонах его заверяют, что автомобиль действительно продается за указанную цену, и имеется в наличии в вашем городе. Если же покупатель проживает в городе где автосалон не присутствует, его отправляют в ближайший город.
- И вот, покупатель собрав свои кровные заработанные, направляется в автосалон за своим новеньким автомобилем. Чаще всего полной суммы для покупки не имеется, поэтому покупатель настроен на привлекательный кредит по низкой процентной ставке о котором ему рассказал оператор колл-центра. И вот он момент истины. Покупатель заходит в автосалон, но на удивление к нему не бегут сломя голову менеджеры с ярым желание продать автомобиль. Чаще сам покупатель обращается к первому попавшемуся менеджеру примерно так: Здравствуйте, я Вася, мне звонили с автосалона сказали можно приходить за автомобилем. Он в наличии. Менеджер делает вид, что якобы понял о чем он и приглашает к столу оформлять документы. На самом деле, он даже близко не знает кто это, и за каким автомобилем он пришёл. Менеджер знает что это очередная жертва рекламы которую необходимо грамотно по схеме обработать.
- Начинается самое интересное. Оформление договора купли продажи. У покупателя спрашивают в кредит или за наличные? В КРЕДИТ! с первоначальным взносом или без? С первоначальным! Покупателя отправляют в кассу для внесения первоначального взноса. не спорьте, у нас так заведено. Сперва оплачиваете, потом уже всё оформляем. Покупатель спрашивает, а может ли он осмотреть автомобиль который он выбрал на сайте. Просто когда он вошёл в автосалон, своего автомобиля он не увидел. Ему на это отвечают, не переживайте, автомобиль в наличии, он сейчас на складе, который находится там, куда вас не пустят. Ну вроде бы логично всё. покупатель отплачивает первоначальный взнос и проходит в кредитный отдел где девочки (Ну обычно там девочки сидят) заводят заявку на банки. Кстати банки ни какие-то гиганты по типу СБЕРА или ВТБ, а самые что ни наесть, названия которых вы слышите впервые в жизни. По ходу заведения заявки и ожидания ответа от банка, покупателю менеджер приносит на подпись договор купли продажи. Только договор этот с приставкой ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ договор купли продажи. В большинстве случаев покупатель на это не обращает внимания и ставит свою подпись.
- И вот оно чудо! Банк одобрил кредит, и вы уже без пяти минут счастливый обладатель вашего авто. Только вот вас просят подождать некоторое время. Автомобиль нужно со склада доставить до вас. Что происходит в этот момент. Чаще всего под складом менеджер подразумевает официальный салон дилер, который торгует теми самыми авто, который выбрал покупатель. Правда второму этого по понятным причинам не сообщают. Со скоростью ужаленного, сотрудник педосалона мчит к дилеру, и приобретает данный автомобиль, и как правило автомобиль приобретается у дилера самый дешевый с минимальной комплектацией и прочими прелестями. Обратно же сотрудник к себе автосалон не спешит. В период ожидания, девочки с кредитного отдела всеми правдами и не правдами просят покупателя подписать документы на кредит, что бы якобы ускорить процедуру и не задерживать покупателя. Как правило на это соглашаются. Однако в любом случае время ожидания составляет минимум 3 часа. ( из моей юридической практики, со слов клиента, он ждал целых 9 часов) . Это утомляет, но на это и расчёт. Но по итогу ожидания автомобиль всё же доставляют, и показывают покупателю. В таких случаев есть несколько сценариев. Кто то замечает что автомобиль не той комплектации, кто то нет. Но фишка не этом. На подпись покупателю предоставляют уже Договор купли продажи. Но цена в договоре значительно больше той, о которой говорилось вначале. Объясняют это тем, что тот автомобиль уже продан. Придется покупать этот, но по совершенно иной цене. Кстати разница цен минимум в 300 тысяч. И что самое удивительное, в кредитном договоре стоит сумма займа именно уже на завышенную цену. Если её замечают раньше чем приехал автомобиль, девочки утверждают что эта цена уже с процентами. Но это не так. Следуя здравому смыслу, покупатель отказывается приобретать данный автомобиль и требует вернуть уплаченные им деньги в кассу. На что ему показывают предварительный договор купли продажи, в котором есть такой пункты, как фактически понесенные расходы и неустойка. В случае отказа от покупки по инициативе покупателя, продавец вправе удержать % от суммы которая была уплачена покупателем. К сожалению с юридической стороны в этом случае закон на их стороне продавца. И деньги покупателю не возвращают даже под угрозой вызвать полицию. Салоны существуют не первый день, и знают что полиция здесь ни чем не поможет. Это гражданско-правовые отношения. По итогу у покупателя стоит выбор, уйти без денег и без автомобиля. Либо всё же согласиться на их условия, и уехать на новом автомобиле, хоть и не на котором рассчитывал. 90% покупателей, утомленные к тому же ожиданием, подписывают договор, забирают автомобиль, и с негативными мыслями и пожеланиями сдохнуть им всем, покидает автосалон. Миссия выполнена. Дома подробнее изучив договора, замечает что процентная ставка примерно как его давление в момент прочтения этой ставки. График платежей откровенно заявляет, что последующие несколько лет питаться он будет водой и хлебом. А сам автомобиль в данной комплектации у официально дилера стоит в разы дешевле. Ну и кучу дополнительных страховок и услуг как от банка, так и от непонятных организаций. Был случай когда автосалон за 50 тысяч рублей которые включались в кредит, приобщал к документам CD диск на котором была записана карта автомобильных дорог Свердловской области.
Что делать в данной ситуации?
Кто-то пишет заявление в полицию. Сам лично читал эти заявления, и большая часть почему то указывает в заявлении, что менеджеры их загипнотизировали. Тем самым их обманули и прочее. Но полиция на эти заявления не реагирует, потому что как говорил ранее - это гражданско-правовые отношения. Идите в суд говорят они. Обращение в суд в большинстве случаев заставляет обращаться к юристам. Тут тоже вопрос спорный, потому что как ранее я писал в статье https://zen.me/WR7Qw юристы тоже обманывают. Но если всё же нашёлся компетентный юрист, который возьмётся за дело, то это только 20% успеха вашего дела. Данная категория дела является Защитой прав потребителей. Компетентный юрист сразу донесёт до клиента, что расторжения договора без основательных причин это только статья 32 закона о защите прав потребителей. А гласит она о том, что покупателю всё же придётся оплатить фактически понесенные расходы продавца, которые могут составить более 50% от суммы. Доказать в гражданском процессе, что был обман покупателя тоже не получится. Забыл сказать. Когда подписывался ДКП, покупателя обязывали так же заполнить согласовательный лист, в котором Указано что: Я Иванов Иван Иваныч, в здравом уме и твёрдой памяти, получил ответы на все исчерпывающие вопросы получил ответы, и т.д. Данный согласовательный лист по какой то причине подписывают все. С криками, матами, угрозами но подписывают. Слышал даже такие истории, где клиент утверждал, что подписать заставили силой. Но это только слова клиента без доказательств. Следовательно в суде доказать обман потребителя тоже не удаётся. К тому же в случае проигрыша дела, покупатель мало того, что оплачивает услуги своего юриста, но так же по суду ему присуждают представительские расходы ответчика, которые после с него взыскивают. Приятно в общем мало. Покупатель опять сработал в минус.
Но хочу поделиться одним секретом, для тех, кто столкнулся с подобными автосалонами.
Из практики: Клиент обратился с аналогичной ситуацией. Купил автомобиль, но понял что его обманули спустя какое то время. Оснований для расторжения не имелось. Идти в суд и пытаться выкручивать дело по ситуации, это была работа ради работы. От меня клиент отправился к знакомому специалисту который занимался ремонтом автомобилей в специализированном сервисе. О чудо. Благодаря специалисту в автомобиле всё же был найден недостаток, при чем существенный. "Система подачи топлива была неисправна" составлен акт осмотра. Далее уже обращение к официальному эксперту, который уже на своей станции произвёл осмотр, и сделал заключение, что недостаток является существенным. Экспертиза официальная по всем правилам. Претензия в салон ответа на которую естественно не получили, так как юридический адрес находится на краю географии, а учредитель и директор лицо номинального происхождения, который если жив, то уже хорошо. Но вероятнее директором стал за бутылку водки. Далее по закону о защите прав потребителя подача в суд. Здесь прелесть в том, что по закону оЗПП подсудность может быть как по месту регистрации как ответчика так и истца. Ну либо по месту совершения сделки, но это надо доказывать. Пока граждане ответчики заняты тем, что продолжают разводить людей и плевать они хотели, что кто то там подаёт на них в суд. Еще до первого досудебного заседания, подача в суд ходатайства об обеспечении искового заявления. А по простому попросили суд произвести арест на имущество ответчика, по причине того, что пока будут проходить заседания, ответчик свернёт свою сферу деятельности, либо поменяет юридическое лицо. И взыскать будет нечего. Суд удовлетворил ходатайство, и совместно с приставами проследовали салон, где произвели арест имеющихся там автомобилей которые принадлежали ответчику. Кстати цена иска была 1 600 000 рублей без неустойки и штрафа. Арест был произведен шести автомобилей реальной стоимостью по рынку 700 000 рублей в количестве 6 штук. Ответственное хранение клиент взял на себя поставив их на специализированную стоянку. И вот можно спокойно продолжать судопроизводство до момента вынесения решения, не опасаясь что ответчик попытается уйти от ответственности путями как свернуть деятельность, либо бросить действующее ООО от лица которого они совершили сделку.
Результат: Иск удовлетворили. Договор расторгли, в том числе и с банком который выступал в процессе в качестве третьего лица. И даже удалось на это заработать дополнительно как юристу, так и клиенту. В общем все довольны, кроме что автосалона. Мошенники они такие. Не любят когда их наказывают.
ИСРЕННЕ НАДЕЮСЬ СТАТЬЯ ВАМ БЫЛА ПОЛЕЗНОЙ.
ВСЕМ УСПЕХОВ!