Найти тему
NEOVOLT

6 фактов, которые следует знать про технологию Li-Ion каждому, кто хоть раз держал телефон в руках

Оглавление

Несколько полезных фактов, без понимания которых можно совершить ошибки при использовании литий-ионных аккумуляторов (LIB, Li-Ion Battery, применяются в большинстве портативных электронных устройств).

🔋 Neovolt.ruБлогНаучно-популярное

1. Li-Ion — без обмана полезная технология

У литий-ионной химии оптимальные характеристики:

  • высокая плотность энергии,
  • низкий саморазряд,
  • лёгкий вес,
  • длительный срок службы,
  • отсутствие эффекта памяти,
  • низкие эксплуатационные расходы.

👉 Узнайте подробнее о плюсах и минусах технологии Li-Ion.

-2

Завоевав гаджеты, технология теперь захватывает новые направления:

  • электромобили,
  • электросамокаты и гироскутеры,
  • электроинструменты,
  • военное оборудование,
  • аэрокосмические изобретения.

Современные литий-ионные аккумуляторы разработали в 1970-х годах. С тех пор технология продолжает совершенствоваться. Особых успехов достичь пока не удалось, но в плотности энергии, стоимости, долговечности и безопасности есть улучшения.

2. Li-Ion — это три основных компонента

-3

Три основных функциональных компонента литий-ионного аккумулятора:

  • анод (обычно графитовый);
  • катод (обычно оксид лития-кобальта или его производные);
  • нежидкостный электролит (обычно соль лития или органический растворитель, содержащий комплексы ионов лития).

На выбор материала влияет то, какими должно быть напряжение, ёмкость, срок службы элемента и безопасность. Примеры существующих материалов и разновидностей батарей Li-Ion привели в этой статье.

3. Li-Ion выполнены в разном формате

-4

Литий-ионные элементы питания неодинаковы. Они выпускаются в разных форматах и конструкциях:

  • в твёрдом цилиндрическом корпусе (как 18650);
  • призматическом полутвёрдом пластиковом корпусе (как съёмные в смартфонах);
  • призматическом твёрдом металлическом корпусе (как съёмные в электроинструменте);
  • в мешочной форме (pouch-bag, обычно называют литий-полимерным).

Хотя мешочные ячейки и «призматики» имеют самую высокую плотность энергии среди прочих форматов, им требуется особая защита от самовоспламенения (взрыва).

4. Li-Ion боятся перегрева больше всего

-5

Перегрев — основная проблема безопасности литий-ионных аккумуляторов.

🔎 Излишнее тепло образуется из-за событий глубокого разряда (вызывает короткое замыкание в определённых обстоятельствах), либо перезаряда (избыточной зарядки).

Дальнейший сценарий плохо заканчивается:

  • повышение температуры;
  • тепловой разгон в ячейке, генерируемый анодом;
  • вздутие корпуса аккумулятора из-за образования кислорода на катоде;
  • разрыв герметичного контура корпуса;
  • возгорание или даже настоящий взрыв.

5. Li-Ion лучше, чем NiMH/Ni-MH и NiCd

-6

Литий-ионные и литий-ионные полимерные элементы питания обладают удельной энергией 400 Вт-ч/л при t=20°C:

  • в два раза больше, чем удельная энергия NiMH (никель-металлогидридного аккумулятора);
  • в четыре раза больше, чем у старого NiCd (никель-кадмиевого).

Технология Li-Ion также работает на более высоких напряжениях 3,0–4,2 В против 1,0–1,2 В у старых электрохимических систем. Однако у старых батарей была умеренная околовысокая устойчивость к перезарядке, в то время как новая литий-ионная химия имеет очень низкую устойчивость к чрезмерной зарядке.

6. У Li-Ion существует проблема брака

-7

Об этом мало говорят (невыгодно), но существует множество причин выхода из строя аккумуляторной батареи типа Li-Ion и Li-Polymer (если быть точнее, Li-Ion Polymer):

  • плохо спроектированные элементы;
  • перегрузки по току/напряжению;
  • брак в элементах защиты;
  • отсутствие тепловой защиты в принципе;
  • отсутствие устойчивости к набуханию;
  • отсутствие методов вентиляции для газа;
  • использование при высоких температурах.

В итоге про Li-Ion

-8

Вы вкратце узнали об основных особенностях технологии литий-ионных и литий-ионных полимерных аккумуляторов.

  • Это действительно полезная технология, альтернативу которой инженерам и производителям выбрать очень сложно.
  • Такие аккумуляторы лаконичны в принципиальном устройстве, но разнообразны в конструкциях.

Больше всего опасны при перегреве, который вызывают плохая защита от чрезмерных разрядки или зарядки, а также брак всего изделия (плохое проектирование).

🔋 Neovolt.ruБлогНаучно-популярное