Найти в Дзене
Еженедельник "Звезда"

Петербургское предприятие «ОДК–Климов» разрабатывает перспективный гибридный двигатель

К 2023 году Объединённая двигателестроительная корпорация, входящая в «Ростех», изготовит демонстратор технологий гибридной силовой установки, которой планируется оснащать многоцелевые вертолёты и лёгкие беспилотники.

Объединённая двигателестроительная корпорация
Объединённая двигателестроительная корпорация

Работа производится в инициативном порядке при сотрудничестве со специалистами Центрального института авиационного двигателестроения, а вопрос практического применения будущего двигателя решается с холдингом «Вертолёты России» и НПО «Радар ММС».

«Сегодня в ОДК у нас сформирована команда, гибридные силовые установки (ГСУ) определены как направление. Установлены конкретные сроки выполнения научно-исследовательских работ. Первые результаты мы планируем получить уже в течение двух лет. Это будет демонстратор технологий гибридной силовой установки», – сообщил главный конструктор ОДК Юрий Шмотин.

Он отметил, что к тому времени будут сформированы точные требования к компонентам двигателя, который будет работать как на керосине, так и на электроэнергии. Если рассматривать расход топлива на примере самолёта, то максимальная потребность в мощности возникает во время взлёта и посадки — тогда для снижения нагрузки работа производится и от аккумулятора, и от теплового двигателя. В режиме полёта тепловой двигатель не только «толкает» летательный аппарат, но и заряжает аккумуляторные батареи.

Предполагается, что силовая установка будет ничем не хуже газотурбинного двигателя, а удельный расход топлива и выброс вредных веществ будут ниже. Будет ли внедрён в разработку искусственный интеллект — неизвестно.

Казалось бы, при чём здесь ИИ?

Смысл его применения в том, что центральным элементом ГСУ является комбинированная микропроцессорная система управления. Она обеспечивает работу двигателя на постоянном режиме минимального удельного расхода топлива при всех скоростных и нагрузочных режимах летательного аппарата путем регулирования работы электроагрегатов и механических узлов силовой установки. То есть, при условии внедрения ИИ подача топлива и перераспределение энергии станут «интеллектуальными». Это повысит конкурентоспособность российского производителя на мировом рынке, выведет гибридную технологию на принципиально новый уровень, а также поможет скорее слезть с импортной иглы.

Больше интересных материалов на сайте Еженедельника "Звезда"