Найти в Дзене

Шокирующий плацкартный вагон

Шокирующий Плацкарт СССР (России). Поезда областных и республиканских формирований.

В любом государстве мира основой процветания и развития является культура её граждан. К сожалению не зря Россия стоит в мировой классификации как страна третьего мира, при том , что имеет огромный финансовый и научный потенциал. Культура поведения большинства жителей населенных пунктов страны близка к уровню средних веков, что и проявляется в местах массового скопления и объектах общего пользования.

Плацкартный вагон создан был еще в дореволюционной России по аналогии проектов английских и немецких пассажирских вагонов общего пользования третьего класса с весьма продуманной схемой компактного размещения пассажиров и их багажа. В конце 30-х годов был дополнен конструкторами СССР боковыми местами для увеличения пассажиромест и снижению стоимости плацкартных билетов.

Плацкартный вагон 1940 г.в.(фото интернета)
Плацкартный вагон 1940 г.в.(фото интернета)

Ввиду извечной нищеты простого народа плацкартные и общие вагоны пользовались в СССР и постсоветской России огромным спросом и купить билеты было далеко не всегда просто. Про нижние полки многие и не мечтали, - главное купить билет до станции назначения или даже с пересадками. Даже за месячный срок можно было не достать билеты по причине двадцатиметровых очередей в кассах вокзалов и трансагентств.

Обычное явление в разгар сезона.
Обычное явление в разгар сезона.

Но самые запоминающиеся моменты поездки наступали непосредственно в вагоне поезда на который с таким трудом был куплен билет. Плацкартный вагон , особенно в сезон летних отпусков, был набит до отказа, включая хитрые места 53 и 54 , которые были либо резервными на экстренные случаи посадки опоздавших с попутных станции по указанию ЛУВД, либо использовались для левака проводников.

"Зарезервированные" боковушки
"Зарезервированные" боковушки

В те годы "радужной" советской действительности равенства и братства, на вашем месте спокойно мог расположиться другой пассажир по целому ряду только ему удобных причин. Кому то нравилось ехать в попутном направлении, кто-то считал , что нижнее место занято по правилу - "Кто успел, тот и съел", некоторые лезли на чужую верхнюю полку чтобы дышать воздухом в открытое окно (кондиционеров не было). На предложения занять свое место по билету, можно было выслушать в ответ десятки доводов о болезнях, заслуженности строителя коммунизма, старости, большом весе, наличия десятка детей - как "будущего страны Советов" .

Заслуженные пенсионеры СССР
Заслуженные пенсионеры СССР

В ввиду морали об уважении к старшим и детям ,действующей на советском пространстве, приходилось весьма часто меняться и ехать в более неудобном месте. Номера мест в плацкартном вагоне , вплоть до 2012 года были пронумерованы с дублированием мест для сидения верхних пассажиров на нижней полке с литерой "А" и зачастую они сидели с самого раннего утра до поздней ночи

Кому-то завтра на совещание, а кому то в отпуск...
Кому-то завтра на совещание, а кому то в отпуск...

раскладывая на столике свою провизию, как правило состоящую из скоропорта ( вареных кур, вареной колбасы, вареных яиц, пирожков и прочего обыденного съестного обывателя глубинки). Все это обычно прокисало от жары в 45-50 градусов за несколько часов и испускало зловонные ароматы привлекая тучи мух залетающих на полустанках. На замечания убрать это подальше или вовсе выкинуть , следовали длительные тирады, что это все свежее и вполне пригодное и стоит уйму денег. В провинциальных селениях люди конечно привычные к протухшим продуктам, а у некоторых национальностей это вообще считается за правило. Так и ехали сутками с ощущениями пребывания внутри мусорного бака.

стандартный набор пассажира
стандартный набор пассажира

И до сих пор многие депо не укомплектованы вагонами с кондиционерами , а ведь это на самых длинных маршрутах из Сибири в южные регионы. Так и продолжают мучаться в середине 21-го века.

После открытия железного занавеса с мая 1991 года не раз приходилось по делам ездить в поездах восточной и западной Европы , где пассажиры разных государств могли взять с собой в дорогу максимум твердые сорта колбасы и пачку печения, а большинство пользовались услугами вагона-ресторана или ланч-набором у проводника.

Бельгийский экспресс
Бельгийский экспресс

В российских же поездах до сих пор считается нормальным тоном набрать в дорогу огромную сумку провианта на целую роту и беспрестанно всю дорогу есть, сорить на пол, на чужие простыни, проливать чай и пиво и после трапезы ничего не убирать со стола , а сдвигать все ближе к окошку, видимо, для продолжения пиршества знойно гудящих жирных мух.

Летающие пассажирки.
Летающие пассажирки.

Однако это половина беды общежития на колесах. В каждой административной единице России наличествует свой специфический менталитет общения и новоиспеченные соседи могут морально вымотать все нервы своей навязчивостью, хамством, либо бессовестной наглостью. Жители южных областей и регионов очень любят громко разговаривать даже при том что рядом будет спать ребенок или пожилой человек.

Махачкала -Тюмень. Вах!!
Махачкала -Тюмень. Вах!!

Жители глубокого Зауралья, Сибири и Забайкалья с удовольствием распивают крепкий алкоголь до глубокой ночи и гугниво повествуют часами о своих подвигах и удачах. На замечания эти типажи реагируют в агрессивной форме и потом назло увеличивают тон разговора и провоцируют на скандал.

Выпей с нами братка...
Выпей с нами братка...

Часты случаи проезда в плацкартных вагонах демобилизованных солдат срочников или передислокации роты в другую часть, что превращает поездку в адское вертеп-шоу.

За ВДВ!!!
За ВДВ!!!

Изголодавшиеся по воле солдатики напиваются в стельку и начинают беспределить в отношении своих сослуживцев и зачастую и в отношении мирных пассажиров, волей случая попавших в дембельский вагон. Пристают к проводникам и молодым пассажиркам дыша смрадным перегаром смешанным с запахом бычков в томате. После попойки заблевывают все полы и полки.

Отделу развития ПАО "РЖД" стоит задуматься о формировании составов с дифференциацией плацкартных вагонов для отдельного проезда военнослужащих. Такие вагоны стоит устанавливать в голову или хвост состава. Также предусмотреть вагоны для курящих с более высокой стоимостью проезда и обязательной страховкой на случай пожара. Такие вагоны существуют уже не одно десятилетие в ряде зарубежных стран.

Мюнхенский экспресс.Das Leben ist schön!
Мюнхенский экспресс.Das Leben ist schön!

Очень напрягают пассажиров недалекие и малокультурные пассажирки- яжматери с грудными детьми, сутками воющими как двухсотваттная сирена атомохода "Таймыр" не давая заснуть всему вагону. Брать малых детей в дальние поездки в принципе противопоказано для неокрепшей нервной системы малыша, который вместо отдыха запланированного безалаберной мамашей, получает сильнейший стресс и подрыв здоровья на не превычной пище и в чужой обстановке.

Буранбайчик упал с полки...
Буранбайчик упал с полки...

Если существует крайняя необходимость поездки, то стоит выкупить девятое купе в конце вагона целиком , либо по возможности двухместное в секторе проводника, позаботившись об этом заранее. Такими купе снабжены ряд вагонов , кстати это любимое купе Аркадия Исааковича Райкина.

37 и 38 место в купейном вагоне.
37 и 38 место в купейном вагоне.

Многие недолюбливают боковые места из-за их тесноты, однако для людей небольшой комплекции боковушки сойдут как отдельный и независимый сектор со своим столиком, розетками, местами для багажа, а также располагает приятной беседе и обсуждению пейзажей из окна. Кроме того цены на боковые места бывают на 40% дешевле.

Для студентов самое то...
Для студентов самое то...

Билеты на плацкартные места обычных пассажирских поездов выросли с 2013 года более чем в два раза, при том что у большинства населения зарплаты остались на том же уровне 2012 года. Теперь только проезд в отпуск обходится для семьи в пару месячных зарплат, а уровень сервиса ПАО "РЖД" повысился не на много. Новые плацкартные вагоны лишь ухудшили по антивандальности, все выполнено из тряпок и фанерных лестниц, сокращены места для багажа. Такой вагон за один летний сезон превратиться в засаленный и рваный диван курганских бичей.

Лишь визуальная попытка догнать убежавшую Европу, а может лишь маркетинговый ход...
Лишь визуальная попытка догнать убежавшую Европу, а может лишь маркетинговый ход...

Видимо конструкторский отдел Тверского вагоностроительного завода набит уже многие десятилетия профнепригодными специалистами, которые способны лишь пить чай и базланить про свои джипы и поездки на Кипр, а прогрессивные инженеры утекают за рубеж. Ведь нет особой сложности произвести реконструкцию обычного плацкартного вагона с максимальными удобствами используя базу длинного Амендорфовского вагона

Проект ГДР 60-х г.г.
Проект ГДР 60-х г.г.

в расширенной на 30 см базе, которая позволит уместить даже команду баскетболистов и сумоистов на соответственно увеличенных в размере лежачих местах.

"Мы в Париже!! С чем вас и поздравляем..."  - Коля Горохов. Х/ф "Окно в Париж" 1993г.
"Мы в Париже!! С чем вас и поздравляем..." - Коля Горохов. Х/ф "Окно в Париж" 1993г.

Установить глухие перегородки по типу купе , но без двери проекта плацкартов 1987 года для фирменных поездов , чтобы проводнику и пассажирам не целовать пятки Дюжева и Сабониса.

Шлагбаум к титану временно закрыт...
Шлагбаум к титану временно закрыт...

Стандарный электропоезд шире на 307 мм чем пассажирские составы и спокойно умещается в поворотах и негабаритных местах станций. Одним словом никто не хочет сделать добро для своих же родственников и земляков, ну или хотя бы превзойти инженерной и дизайнерской мыслью зарубежных коллег. Железнодорожный транспорт будет популярен еще долгие столетия и чтобы привлечь больше пассажиров измученных автопробегами на дальние расстояния , нужно обеспечить полновесный комфорт и безопасность. Привлечь в штабной вагон сотрудников ЛУВД или ЧОП с повышенными полномочиями для наведения правопорядка по составу. И наконец разрешить спор последнего десятилетия о пользовании нижних полок верхними пассажирами. С немецкой пунктаульностью по временному отрезку, внести в правила пассажирских перевозок возможность принятия пищи верхним пассажирам за столиком нижних мест по установленному распорядку, чтобы эгоистичным владельцам нижних полок не давать повода отказа отобедать для верхних, особенно боковушечников, которым деваться и вовсе некуда. Или наконец ввести правило продажи билетов на верхние места строго для ночных поездок с 21 ч по 8 утра.

Плацкарт-люкс для бухгалтера с возможностями.. (Видимо выкупила весь вагон)
Плацкарт-люкс для бухгалтера с возможностями.. (Видимо выкупила весь вагон)

Или почему бы не использовать девятый сектор в реконструированном плацкартном вагоне для приема пищи как закусочную со встроенной микроволновкой и удлиненным столиком. Общее число обедающих может составлять до 11 человек. по четверо на полках , один на складном стуле с торца и двое на боковушке того же девятого сектора. Все верхне полочники отказники замечательно потрапезничают. Девятый сектор все равно берут неохотно из-за хлопающей двери.

Ужин был отличный.
Ужин был отличный.

Стоит отметить , что при всех негативных моментах плацкартного вагона , он все же имеет преимущества перед купейным. В плацкартном секторе столик вдвое длиннее, больше расстояние между полками, больше места по высоте до верхней полки. Ну и более безопасней на открытой общей территории. В купе же дороже , душнее (без кондиционера) и меньше отделений для багажа.

"Когда я быль маленький мне снилься дивный сон..."
"Когда я быль маленький мне снилься дивный сон..."

Всем мира и приятных путешествий.