Найти в Дзене
Культурные коды

Магическая сила ГАЙДНА

1."Папа Гайдн" Такое прозвище получил великий австрийский композитор от не менее известного в музыкальном мире Моцарта, который по достоинству оценил не только талант зрелого мастера, но и его миролюбивый характер, жизнерадостность и стойкость...Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт встретились в Вене , когда набирала популярность опера первого " Армида", самая любимая из опер покровителя Гайдна князя Эстергази. По приглашению Моцарта Гайдн приходил к нему послушать струнные квартеты, которые тот недавно сочинил. В них явно были слышны отзвуки гайдновских композиций, и это была дань уважения одного большого мастера другому, та эстафетная палочка талантов, которая передаётся из поколения в поколение... Потрясённый Гайдн признался присутствующему на встрече отцу Моцарта : «Я говорю вам перед Богом, как честный человек, ваш сын - величайший композитор, которого я знаю лично: у него есть вкус и величайшая сила композиции».Надо отметить, что когда происходит встреча двух высоких профессио

1."Папа Гайдн"

Такое прозвище получил великий австрийский композитор от не менее известного в музыкальном мире Моцарта, который по достоинству оценил не только талант зрелого мастера, но и его миролюбивый характер, жизнерадостность и стойкость...Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт встретились в Вене , когда набирала популярность опера первого " Армида", самая любимая из опер покровителя Гайдна князя Эстергази.

По приглашению Моцарта Гайдн приходил к нему послушать струнные квартеты, которые тот недавно сочинил. В них явно были слышны отзвуки гайдновских композиций, и это была дань уважения одного большого мастера другому, та эстафетная палочка талантов, которая передаётся из поколения в поколение... Потрясённый Гайдн признался присутствующему на встрече отцу Моцарта : «Я говорю вам перед Богом, как честный человек, ваш сын - величайший композитор, которого я знаю лично: у него есть вкус и величайшая сила композиции».Надо отметить, что когда происходит встреча двух высоких профессионалов, имеющих общую музу, никогда не возникает ни обида, ни зависть, только одно взаимное восхищение двух тонких душ, услышавших музыку сфер...и нашедших друг друга. Обретение друга - вот что произошло на этой встрече. А поскольку они принадлежали двум разным поколениям, то с лёгкой руки Моцарта Гайдн получил это вполне домашнее прозвище "папа Гайдн"и нисколько не был против.

При дальнейших встречах в Вене увлекательные беседы друзей сменялись исполнением квартетов, где Гайдн играл на скрипке, а Моцарт на альте. С особым удовольствием Моцарт исполнял квартеты, написан-ные Гайдном,- в этом жанре великий композитор считал себя его учеником.

В трогательных словах своего посвящения "al mio caro amico Haydn" Моцарт подчеркивал, насколько ему нравится Гайдн. Гайдн, в свою очередь, очень уважал и любил Моцарта, о чём говорит письмо, которое он отправил другу в Прагу в 1787 году в ответ на его приглашение о сотрудничестве :"Вы просите у меня оперу-буффа: от всей души, если вам так хочется владеть чем-нибудь из моего поющего сочинения....Но я не имею возможности сотрудничать с вами в театре в Праге, потому что все мои оперы слишком связаны с моими коллегами в Эстергази в Венгрии, и, кроме того, они никогда не дадут того эффекта, на который я мог бы рассчитывать.... В вас есть смелость, с которой великий Моцарт вряд ли может поставить рядом с собой кого-то другого.... Предполагаю, что Прага будет держаться за столь дорогого для неё человека , но также и вознаградит его; потому что без этого история великих гениев грустная и мало воодушевляет потомков для дальнейшего стремления к творчеству... и, к сожалению, именно поэтому так много многообещающих интеллектов уходят на второй план. ...Я злюсь, что единственный в своём роде великий Моцарт еще не был в императорском дворце .... Простите меня, если я излишне горяч, но я слишком сильно люблю вас. Йозеф Хайден."

"В основном это ваше одобрение вдохновляет и воодушевляет меня, позвольте мне надеяться, что плоды моего труда не совсем недостойны вашей благосклонности .Так что примите их по доброй воле, прошу я, и станьте их отцом. Ваш самый искренний друг, В. А. Моцарт"

"Если бы я только мог запечатлеть в душе каждого друга музыки, и в особенности высоких личностей, как неподражаемы произведения Моцарта, как глубоки, как музыкально умны, как необычайно чувствительны !", - Йозеф Гайдн.

2. Эстергази.18 век.

-2

Замок Эстергази в Фертёде - место 30-летней деятельности Гайдна, куда он попал в результате рекомендаций после работы у графа Морзина. Эстергази - старинный венгерский княжеский род,

Эстерхази, последний портрет - Миклош Эстерхази
Эстерхази, последний портрет - Миклош Эстерхази

получивший за свою поколенческую преданность престолу обширные земли и власть и выстроивший несколько поместий. Замечательный по своему местоположению и размаху, архитектуре и парковому комплексу замок был задуман по заказу венгерского магната Миклоша Эстерхази и по проекту архитектора Мартинелли.

-4

Этот один из самых великолепных замков в стиле рококо в Европе на окраине венгерского города Фертёд был построен на южном берегу озера Нойзидлерзее и на месте обширных болот, которые предварительно были осушены. Строительные работы длились с 1762–1784 и за эти 22 года здесь появились : замок, оперный театр, театр марионеток, танцевальные постройки, церковь и регулярный парк, - всё общей площадью более 200 га.

-5

Миклош Эстерхази мог позволить себе иметь самые возможные причуды, и он стал любителем искусств и музыки-в первую очередь, что как ничто другое способствовало развитию таланта его придворного капельмейстера, кем и являлся Гайдн для князя. Требовательность последнего стимулировала композитора к постоянному творчеству, а пышные празднества, проводимые во дворце под великолепную музыку повышали престиж страны.

Постепенно дворец Эстергази завоевал определение "венгерского Версаля".

-6

В плане замок напоминал подкову, у него было два крыла, а в его интерьере - великолепные белые залы, отделанные золотом , всего 126 комнат... Здесь был зимний сад с экзотическими растениями, аппартаменты для гостей, две библиотеки, часовня. Боковое крыло вмещало картинную галерею. Центр замка состоял из трех этажей: внизу находились королевские комнаты, которые однажды посетила королева Мария Тереза, что стало лучшим праздником для княжеской семьи, а у князя были дополнительные аппартаменты на втором этаже. Во дворце Фертёд находилась большая библиотека с 22 тысячами томов книг и музыкальный зал, который украшала позолоченная лепнина. Парадный зал – наибольший в замке –был оформлен в итальянском стиле, который был особенно моден в XVIII веке. Потолок зала напоминал грот с танцующими ангелами, которые своими венками выкладывают букву «Е» - первую букву фамилии Эстерхази. Здесь были венецианские зеркала и роскошная мебель, прекрасные гобелены и картины, камины и часы.

-7

Что касается сада, то о нём так высказался музыкальный критик Карл Фридрих: "В саду есть все , что человеческое воображение создаёт из природы для услаждения взора,- там размещены всевозможные павильоны со скульптурными группами прекрасных фей, аркады, гроты, храмы, водные объекты, небольшие рощи и лабиринты , и все это выходит так далеко за пределы обыденного, что человеку может показаться чудесным сном... "

-8

В парке росли вековые тиссы, апельсиновые деревья и много цветущих растений , природный ландшафт был обогащён двумя водопадами, а планировка имела три основные оси. Для поддержания этого великолепия были наняты 60 садовников, а на краю поместья располагалась деревня мастеров , которые постоянно работали,- это были пекари, мясники, слесари, портные или сапожники.

И , если для высоких гостей праздник обычно длился 3 дня, то после балов-маскарадов в последний день устраивался народный праздник с ярмаркой и угощениями для простого народа. Думаю, что незатейливые народные мелодии с этих гуляний находили замечательную переработку в голове композитора и легко вплетались в темы его произведений.Его музыка была и остается великолепной. Благодаря своей предполагаемой простоте он может быть мостом в мир классики для непосвящённых.

Э. Т. А. Гофман писал: «В сочинениях Гайдна господствует выражение детски радостной души; его симфонии ведут нас в необозримые зеленые рощи, в веселую, пеструю толпу счастливых людей, которые перед нами проносятся в хоровых плясках..."

Князь Эстергази любил размах и был хлебосольным хозяином для своих гостей, от которых ожидал единственно почтения и увлечения зрелищем...но и на него нападала хандра, из которой выводила его чудесная камерная музыка Гайдна. Оркестр вмещал в себя 25 музыкантов и прекрасно справлялся с различными формами музыкальных произведений. Венгерская семья Эстерхази всегда любила музыку и поощрение ими искусства существовало задолго до Гайдна, сам же князь Миклош прекрасно играл на виолончели, для которой Гайдн сочинил 150 пьес. Благодаря бурно развивающейся индустрии музыкальных изданий музыка Гайдна стала очень популярной во всей Европе. Королева Франции Марии-Антуанетта высказала своё пристрастие к 85-й симфонии Гайдна , что дало ей иное название - " The Queen".

Композиции маэстро знаменуют собой творческое обновление во всех жанрах, включая песни и фортепианные трио...."Я был отделен от мира, никто вокруг меня не мог помешать мне сочинять, ничто не влияло, и поэтому мне пришлось стать оригинальным."

Прославленный как "отец" симфонии и струнного квартета, Иосиф Гайдн на самом деле не изобрел ни того, ни другого - но он консолидировал новые принципы музыкальной формы, основанные на балансе и пропорции, паузе и движении. Для произведений Гайдна свойственна удивительная гармония, многочисленные мелодический повороты, особая ритмическая идея, которая волшебным образом воздействует на каждого человека. Во множестве его произведений есть музыкальная оригинальность и богатство идей..

3. Отношение к Богу.

"Когда я думаю о Боге, мое сердце наполняется такой радостью."

„ Я обращался к Богу не как отвергнутый грешник, в отчаянии, а спокойно, тихо.“

В детстве Гайдн и его младший брат прошли школу обучения в хоровой капелле собора Святого Стефана,

-9

и это была большая удача для маленьких отпрысков бедной семьи каретника. Их взяли в число певчих за чистые и звонкие голоса, созвучные инструментам, и постоянное соприкосновение с профессиональными музыкантами дало свои плоды : дети заинтересовались теорией построения музыки. В итоге оба мальчика стали композиторами, позднее младший брат Гайдна сочинит такой прекрасный Реквием, который впечатлит и Моцарта.

Религиозное чувство у Иосифа Гайдна не подвергалось сомнению и, несмотря на то, что много сочинений композитора носят светский характер, самые пронзительные мотивы раздаются при его непосредственном обращении к Богу. Из его биографии известно, что в Страстную пятницу 1767 года Гайдн исполнил новое произведение: «Стабат».

Причиной сочинения этого впечатляющего произведения считается опасное для жизни заболевание, постигшее молодого музыканта. Йозеф Гайдн :"Я не был готов умереть и просил Бога помиловать меня ,чтобы снова выздороветь. Я также поклялся при выздоровлении сочинить Стабат в честь Пресвятой Богородицы в знак моей благодарности. Моя молитва была услышана и я ожил..."

4. Чувства.

В молодости Гайдн был безнадёжно влюблён в некую Терезию Келлер, но, по совпадению с судьбой Моцарта, женился не на предмете своей любви, а на её сестре. Но если Констанция Моцарт была музыкальна, обладала неплохим голосом и существенно помогала мужу в работе, то Мария Анна была далека от музыки, характер имела властный и грубоватый. Однако добрый Гайдн прожил с ней до конца жизни и приобрёл некое успокоение в собственном доме, купленном после первой лондонской поездки. Дом Гайдна в Айзенштадте, в котором он прожил 12 лет, сохранился до сих пор и имеет историческую ценность. В Лондоне его симфонии были восторженно приняты, и Гайдна почитали как «музыкального Шекспира». 10 февраля 1794 года Гайдн дирижировал симфонией № 99 в Лондоне. Это была седьмая из 12 работ в серии, известной как «Лондонские симфонии».

" В симphononies он настолько же мужественен, насколько и чувствителен, в кантатах очарователен, в менуэтах шутлив и заманчив. Гайдн в музыке то же самое, что Геллерт в поэзии", - пишут немецкие газеты.Гайдн стал любимцем нации через свои произведения , в которых есть красота, порядок, чистота, тонкая и благородная простота.

5. Последние годы.

В последние годы на Гайдна произвели сильнейшее впечатление оратории немецкого композитора Генделя, его старшего современника. Влияние музыки Генделя было так велико, что Гайдн тоже создал две оратории — «Сотворение мира» и «Времена года».Несомненно, «Лондонские симфонии» и оратории явились вершиной творчества Гайдна. Силы его иссякали, и после завершения этого титанического труда Гайдн уже почти ничего не написал.

1809 год - год взятия Вены Наполеоном. Это событие, как и пушечные залпы, услышанные из окон дома, произвели на старого композитора угнетающее впечатление. И несмотря на проявленное уважение к маэстро со стороны завоевателей, состояние духа композитора убивало его физические силы. Конечно, он был патриотом своей страны, а умирать приходилось, осознавая её несвободу...

Жизнь Гайдна в целом была очень организованной, упорядоченной, уединенной , финансово обеспеченной и, возможно, не слишком разнообразной. Характер Гайдна по отзывам современников отличался жизнелюбием и склонностью к юмору, а в работе он был настоящий трудоголик , иначе не смог бы сочинить свои 104 симфонии, 80 струнных квартетов, 36 концертов, 24 оперы и 52 сонаты, 3 оратории и 14 месс.

Цитаты Гайдна о творчестве :

„Вся прелесть музыки — в мелодии.“

"Если меня преследует Аллегро, то мой пульс бьется все сильнее и сильнее, и я не могу спать...

а если это адажио, то замечаю, как пульс замедляется.

Воображение играет со мной, как на пианино; и сам я превращаюсь в живое пианино."

„Квартет — это беседа четырех неглупых людей.“

„Мастер должен утверждать право.“