Найти тему
Просто о сложном

Любовь, длиной в Великую Китайскую стену

Оглавление
"Мы иногда называли друг друга клеем. Вместе мы были суперклеем"

История известного немецкого художника-концептуалиста Улая и сербской художницы Марины Абрамович, которую прозвали "бабушкой искусства перформанса", стала настоящим проектом-прорывом 80-х годов!

Перфоманс "Отношения во времени" (1977)
Перфоманс "Отношения во времени" (1977)

Первое знакомство

В 1976 году Марина, будучи уже известной художницей, прилетела в Амстердам, чтобы воспроизвести свой перфоманс в галереи Де Аппл для голландского телевидения. В этом же году и в этой же галереи Улай делал два своих перфоманса и должен был помогать Марине, поэтому встречал её в аэропорту вместе с организаторами.

Абрамович была очарована им с первых мгновений.

У них было много общего - авантюризм, любовь к искусству, привычки, храбрость, и даже день рождения (у обоих 30 ноября).

"Если я ранила палец слева, он ранил палец справа. Этот мужчина был всем, чего я хотела, и я знала, что он чувствовал то же самое" - вспоминает Марина Абрамович

Их главный перфоманс

Улай и Марина сотворили множество совместных проектов, они объездили Европу, не привязываясь к определенному месту жительства, и даже побывали в Австралии. Именно там, в дикой пустыне, они придумали свой главный перфоманс - "Союз ночного перехода", или "Влюбленные", как они говорили между собой.

Перфоманс "Союз ночного перехода" (1988)
Перфоманс "Союз ночного перехода" (1988)

  • Задумка заключалась вот в чем: они должны пройти 2500 км навстречу друг другу по Великой Китайской стене. Она начинала свое движение от восточной стороны, а Он от западной. А встретившись по середине, они должны были пожениться.
  • Но реализация этой идеи оказалась сложнее, чем на первый взгляд. Посольство Китая не хотело, чтобы иностранцы были первыми, кто прошёлся по стене, согласование документов было затянуто на целых 8 лет, а Марине и Улаю пришло 17 отказов.
  • Когда всё-таки согласие было получено, молодые люди понимали, что их союз медленно разрушается, из-за всех недопониманий, накопленных за 12 лет вместе. Но от задуманного проекта они не отказались.
  • Они начали свой путь продолжительностью в 90 дней. Но история любви обрушилась именно на середине, где они собирались пожениться. Улай сообщил Марине, что переводчица, которая сопровождала его на всём пути, забеременела от него.

Вот так они и разошлись.

"Мое сердце было разбито. Но мои слезы символизировали не только конец наших отношений. Меня разрывало на части от того, что мы проделали такую монументальную работу — и сделали это по отдельности, не как части одного целого" - говорит Марина

Жизнь после

Они встретились впервые спустя 22 года после расставания. Улай пришел на перфоманс Абрамович "В присутствии художника" в Нью-Йорке, где по задумке она на протяжении нескольких часов молча смотрела в глаза своим зрителям. Одно условие: они не могли разговаривать и касаться ее.

Перфоманс "В присутствии художника" (2010)
Перфоманс "В присутствии художника" (2010)

При встрече они оба не смогли сдержать слёз. Улай был первый, до кого она дотронулась, нарушив правила своего проекта. Это можно было бы считать примирением.

Перфоманс "ААА-ААА" (1978)
Перфоманс "ААА-ААА" (1978)

Но в 2015 году Улай подал в суд на Марину за то, что в качестве автора их совместных работ она указывала исключительно свое имя, не предоставляя ему финансовой отчетности. Спустя год суд обязал Абрамович возместить Улаю 250 тысяч евро. Марина посчитала иск попыткой испортить ее репутацию, и отношения между ними снова испортились.

-5

Летом 2017 года на сцене музея, где проходила одна из крупнейших выставок Марины в Европе, дуэт наконец достиг примирения.

В интервью Улай сказал: "Все грязное и уродливое между нами осталось позади. На самом деле это красивая история". "Прекрасная работа, которую мы когда-то проделали вместе, - вот что теперь имеет значение", - добавила Марина.