От Чиркейского водохранилища, на одном из полуостровов которого ночевали в палатке, мы поехали на Сарыкумский бархан. Но несмотря на то, что он считается крупнейшим барханом в Европе и одним из крупнейших в Евразии, нас он не сильно впечатлил после того, как в 2019 году мы покоряли поющие пески Хонгорын Элс в монгольской пустыне Гоби. Да, по высоте они меньше, но впечатлили больше. Ниже объясню почему.
Подробнее о Монголии читайте в статье >> Страна со вкусом баранины
Уникальная открытая дюна Сарыкум, протяженностью около трех километров и высотой 250 метров, хорошо видна с трассы. Пески расположены на берегу реки у подножья склонов горного хребта, и именно контраст пейзажей обращает на себя внимание прежде всего. Грунтовка, ведущая к бархану, укрыта тенью больших деревьев, на месте реки течет скупой, но бодрый ручеек, на заросшем русле кое-где раскинулись яркие цветочные поляны, и вдруг, после этого оазиса зелени и жизни, попадаешь в жаркую желтую пустыню.
Конечно, такой природный памятник не может не привлекать внимание туристов. В Монголии на поющих песках мы были совершенно одни, и именно в этом было особое очарование. Тогда мы забрались на самую вершину хребта, откуда открылись бескрайние просторы Гоби – песчаные дюны, переходящие в сухую каменистую равнину. Прогулка босиком по гребню, который тает и рассыпается под ногами, оставила особенно яркое впечатление. А звуки, которые издает песок, когда ты идешь по нему пешком, приводя в движение нижние спрессованные пласты, это вообще что-то фантастическое. Подъем на бархан был тяжелым, шаг вверх, на два съезжаешь вниз, но он того стоил.
В Дагестане все по-другому. Бархан Сарыкум более облагорожен – это часть Дагестанского заповедника, местность охраняется государством и туризм здесь под контролем. Что это значит? Во-первых, за вход взимается плата (сумма небольшая, всего сто с лишним рублей). Во-вторых, территория специально подготовлена для посещения туристами – на бархан ведет лестница, не надо подниматься по песчаному склону пешком (это действительно тяжело, по ступенькам в разы удобнее), вдоль которой установлено несколько информационных табличек, рассказывающих о местной природе. В-третьих, передвижение туристов по дюнам находится под контролем инспекторов.
Так, на гребень бархана никого не пускают. Подняться можно только до обзорной площадки, где расположена большая беседка с крышей. Оттуда впечатление, конечно, немного поверхностное – вокруг море песка, склоны и впадины, по которым каждому хочется прогуляться, но все это за оградой. Инспектора, видимо, сдались под натиском туристов и теперь закрывают глаза на то, что люди уходят за пределы площадки и все-таки разрешают находится не более чем в 50 метрах от этой точки. А вот на гребень запрещено совсем. Видела много фотографий оттуда, видимо, особо находчивые блогеры приезжают рано утром или поздно вечером, когда сотрудников заповедника нет. Но по-хорошему посещение туристами этой части бархана запрещено. С одной стороны обидно, хотелось бы подняться на самую вершину, особенно помня то, как впечатлили нас пески Хонгорын Элс, но с точки зрения охраны природы и сохранения первозданности экосистемы, это безусловно хорошо.
Кстати, снимать бархан с дронов тоже запрещено (у нас его нет, но был у других туристов), объясняя это тем, что на летающую технику реагируют хищные птицы, которых здесь много. Дроны их тревожат, они могут атаковать или просто столкнуться и от этого травмироваться. Такие случаи уже были, покалеченных птиц заповедник выхаживает в клетках на входе на территорию, там организован мини-зоопарк.
Бархан имеет статус ключевой орнитологической территории (КОТР) международного значения, так как это место гнездования и миграций редких и исчезающих птиц. Всего здесь зарегистрировано почти двести видов птиц, из которых 31 вид занесен в Красную книгу (России и Дагестана). Из редких хищников встречаются орлы-могильники, беркуты, черные грифы, белоголовые сипы, стервятники.
В общем, из-за того, что место это заповедное и одновременно популярное, посещение его регламентировано. От этого впечатления у нас не такие яркие, как от диких и безлюдных склонов гобийских дюн в Монголии. Но это хорошо. Хорошо, что территория охраняется, что заповедник следит за порядком и делает все возможное для того, чтобы воздействие туристического потока на экосистему было минимальным.
Конечно, тех, кто бывал в африканских или азиатских пустынях, бархан Сарыкум не удивит. Кроме всего прочего, его песчаные склоны сейчас активно зарастают, поэтому вы не увидите типичного пустынного пейзажа, где ветер рисует волны на бескрайнем золотистом песке. Но если вы любите дикую природу, любите изучать и исследовать ее особенности и различные природные зоны, то Сарыкум вас точно заинтересует.
Примечательно то, что здесь в одном месте сочетается несколько биотопов – и пустыня, и заросли растительности, и пойменные луга, и горные склоны, и степь, и сосновый лес. Вот как о природе этого участка говорится на сайте заповедника:
«…большой развеваемый песчаный массив, древесно-кустарниковые заросли у подножья, долина реки с луговой растительностью и разреженными полосами пойменной древесно-кустарниковой растительности, скалистые сухие горные склоны с ксерофитными кустарниками, глинистая увалистая подгорная равнина с полынно-злаковой растительностью, типчаково-ковыльные степи на плакорах и пологих горных склонах, закустаренная песчаная степь у подножья барханов, заросли шибляка по склонам хребта Нарат-Тюбе, остатки сосновых лесов и можжевеловые редколесья, каменистые склоны и скалы».
В общем, местность интересная и для нашей страны редкий феномен. Как будто это специально сотворенный руками человека природный парк, в котором воссоздали флору и фауну разных биотопов на одной территории. Здесь произрастает более 350 видов растений, в числе которых редкие и исчезающие. Из животных на Сарыкуме охраняют не только птиц, но и пресмыкающихся, млекопитающих и земноводных. Всего здесь 46 видов краснокнижных животных.
Пройдено: 80 километров. Всего: 3570 км
На этом пока всё, #хождение на три моря продолжается, всем привет из Дагестана!