Найти тему
Яндекс Учебник

Ваш путь к провалу: типичные ошибки молодых учителей. Чего лучше не делать?

Оглавление

Все мы когда-то были новичками и по неопытности делали ошибки, о которых сейчас смешно вспоминать. Но иногда такие ошибки могут стоить карьеры, не говоря уже о душевном равновесии. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как молодому учителю, недавно переступившему порог школы, не впасть в иллюзии и не испортить свою профессиональную жизнь.

Тимур Алексеев преподает историю в московской школе. На круглом столе «Выгорание учителей» он рассказал, какие ошибки допускают молодые учителя и как недавнему выпускнику университета найти баланс между работой и личной жизнью.

Ошибки молодых учителей

  • Набирать как можно больше обязанностей и рабочих часов, чтобы получать достойную зарплату.

Делая так, молодые учителя попадают в ситуацию большой нагрузки, не успевают восстанавливаться и работают в состоянии постоянной усталости. Такой подход часто приводит к выгоранию учителя, справиться с которым очень сложно.

  • Идти работать в школу ради денег.

Московские школы предоставляют педагогам хорошие финансовые возможности, и молодые учителя могут погнаться за деньгами, не до конца представляя себе суть работы. Начиная работать в школе, они сталкиваются с трудностями, которых не ждали.

  • Пытаться устроить в школе революцию

Бывает, что молодые учителя приходят в школу с желанием перевернуть систему образования, придумать что-то кардинально новое вместо традиционных учебников или методов и приёмов обучения. Но опыта по созданию методических материалов и продуманных качественных уроков, учитывающих все аспекты обучения, у недавних выпускников слишком мало, да и ученики привыкли к классическому процессу образования. Нововведения важны и нужны, но изменения должны быть постепенными, и вводить их нужно, здраво оценивая свои возможности и умения.

  • Забывать о балансе между работой и личной жизнью.

Взвалив на себя большой груз обязанностей, учителя, недавно пришедшие в профессию, часто перестают уделять время другим делам, семье и личной жизни.

Выгорание и как его избежать

Тимур Алексеев столкнулся с профессиональным выгоранием и сумел с ним справиться.  Поэтому мы спросили у него, как молодым учителям, еще не прошедшим огонь и воду, не загнать себя окончательно. Вот что советует Тимур.

1. Не только пашите

Учитель может прийти в школу, испытать воодушевление и жить только работой. Из-за этого проблемы на работе станут казаться слишком глобальными и важными, отсутствие баланса между работой и личной жизнью может привести к эмоциональному и профессиональному выгоранию.

Не забывайте, что кроме работы есть общение с друзьями, родными, спорт и разнообразные хобби, старайтесь наполнять этим свою жизнь, а не зацикливаться на проблемах в школе. Важно и личное развитие учителя. Всё это может помочь учителю не переоценивать важность работы: с какими бы сложностями не приходилось сталкиваться, после работы нужно переключиться, соблюдая баланс между работой и личной жизнью.

2. Развивайтесь

Молодому учителю важно видеть перспективы своего профессионального роста, повышать квалификацию, узнавать что-то новое, не стоять на месте и развиваться. Чтобы работа не превратилась в рутину, следите за мероприятиями в педагогической сфере: участвуйте в конкурсах для учителей, слушайте спикеров на конференциях и круглых столах или выступайте там сами. Любую работу можно превратить в творческий процесс, но для этого нужно желание.

3. Просите помощи у коллег

Когда молодой учитель приходит в новую школу, где никого не знает, по началу часто бывает трудно. Как бы прилежно вы не учились в университете, опытным профессионалом, способным решать любые проблемы, можно стать только практикуясь. Если вам нужен совет об обязанностях учителя, о том, какие методы и приёмы обучения использовать в конкретном классе, какие документы заполнять или какие в школе правила внутреннего распорядка, не бойтесь обращаться к более опытным коллегам за помощью, ведь не знать таких вещей — вполне нормально. Так вы сможете не только получить ценные советы, но и наладить общение с коллективом учителей.

4. Выстраивайте личные границы

Ученики, особенно старшеклассники, могут не воспринять молодого учителя всерьёз. У некоторых из учеников, например, могут быть друзья — ровесники учителя. Они могут вести себя недостаточно уважительно, требовать незаслуженных поблажек, заводить беседы на личные темы, писать сообщения поздно вечером. Не обозначить границы, не обговорить правила и рамки общения — это ошибка учителя.

Например, дайте понять, что недопустимо обращаться к вам на «ты» или без отчества и писать посреди ночи.

Но злоупотреблять границами и превращаться в грозного преподавателя — тоже не лучшая идея. Дети все равно поймут, какой вы на самом деле, а попытки казаться серьёзнее, чем вы есть, выглядят не очень искренне.

«Молодые учителя бывают двух типов – они либо пытаются стать слишком своими, всем понравиться, и это переходит в панибратство,  либо начинают строить из себя слишком взрослых – это тоже выглядит комично. Нужно быть самим собой. Дети всё равно знают, какой ты».

5. Помните о своих целях

Вам могут встретиться выгоревшие учителя. Они передают свою неудовлетворённость другим. Защитить себя от влияния чужого негативного настроя можно, если понимаешь цели своей работы и не обесцениваешь их ни при каких обстоятельствах.

Свои цели и идеи нужно формулировать чётко, а не абстрактно. Неправильно идти в школу за неким «высшим смыслом», не понимая, как это будет работать на практике. Когда такие идеи сталкиваются с реальностью, ничего, кроме расстройства, это не приносит.

«Идея должна быть высокой, но её обязательно нужно конкретизировать. Например, «заниматься анализом классической литературы и сделать ряд уроков с прописанным сценарием», а не «заставить детей полюбить литературу» — ведь последнее слишком абстрактно.
Важно понимать, чего хочет подросток, как его можно заинтересовать, какие формы подачи материала ему могут быть интересны».

6. Составляйте план на день, неделю, месяц

Задач у молодого учителя много. В обязанности учителя входит планирование уроков, заполнение электронного журнала в школе, дневников, календарно-тематического планирования, общение с родителями, важные встречи и рабочие собрания. Кроме этого, нужно вставить в расписание личные дела и найти время на личное развитие учителя.

Старайтесь не отступать от плана. Выполняя как можно больше из намеченного, вы будете чувствовать себя эффективным и останетесь довольны собой.

7. Прокачивайте свои навыки

Профессор Мельбурнского университета и глава Мельбурнского научно-исследовательского института образования Джон Хэтти на основе исследования в сфере педагогики выделил шесть компетенций учителя, которые нужно развивать, чтобы быть успешным учителем:

  • умение анализировать свои действия;
  • ориентация на результат;
  • способность наладить сотрудничество с коллегами для повышения учебных результатов учеников;
  • побуждение учеников к развитию;
  • умение искать индивидуальный подход к детям;
  • умение выстраивать с учениками доверительные отношения.

Важно не стоять на месте, находить интересные для себя курсы, конкурсы для учителей, новые методы и приёмы обучения, развиваться и выходить за рамки привычного. Так работа не превратится в неинтересную рутину.

Больше по теме

Как организовать родительский чат и не сойти с ума — читайте здесь

О правах и обязанностях школьного учителя читайте здесь

Как учителю сберечь личное пространство — здесь

Как учителю выстроить отношения с «трудными» родителями учеников — рассказываем здесь

Как быть учителю, если его провоцирует ученик? Советы юриста, нейропсихолога и преподавателя — здесь

Как учителю сберечь свое личное пространство — здесь

***

Хотите пройти интересный тест (это анонимно и бесплатно) и выяснить, какие компетенции учителя было бы полезно развивать именно вам?

В тесте — 24 непростые ситуации, в которые попадает каждый педагог. Как вы будете из них выходить?

Бонус: подборка полезных материалов.

#школа #учитель #молодой учитель #личные границы #выгорание #класс #дети #стресс #школьное обучение #учитель и ученики