Найти тему
Без комментариев

СССР глазами ребенка. Союзные республики и книги

Эта статья - одна из серии статей о жизни ребенка в Советском Союзе. Если будет интересно, то можно почитать о коммунальной квартире, или о социальном неравенстве, или о Большом детском хоре Гостелерадио СССР, или о балете "Лебединое озеро", или о детской самостоятельности.

Узнавать мир за пределами Москвы я начала довольно рано. Первые гастроли были в восемь лет - мы выступали в Ворошиловграде (нынче - Луганск, Украина). Помню чудесную большую гостиницу, при входе в которую стоял раскладной столик - на нем лежали книги для продажи.

Наряду с культом музыки, в моей семье был культ книг. В доме была хорошая библиотека - теперь она у меня. Полное собрание сочинений Куприна, Чехова, Джека Лондона, Дюма, Толстого, Бунина... Тогда стОящие книги можно было купить только по подписке, но все равно - очереди за очередным (прошу прощения за тавтологию) томом Марка Твена были невероятные.

А тут, в гостинице Ворошиловграда, - столик с книгами. У меня было немного денег и я купила что-то из космической фантастики. Читала всю ночь взахлеб и наутро еле встала на завтрак. Книги в свободном доступе - невероятно.

Будучи участницей БДХ я исколесила Союз вдоль и поперек, даже на Дальнем Востоке была - незабываемые гастроли. Но особенно запомнились две поездки: в дружественную Киргизию и Таджикистан. Так, как там, детей из Москвы не принимали нигде.

(когда-то мы жили одной большой страной)
(когда-то мы жили одной большой страной)

В Таджикистан с нами летала моя мама. У нее был большой опыт работы с детьми, поэтому, оформив маму костюмером, руководство с удовольствием переложило часть ответственности за юное поколение на нее.

В аэропорту Душанбе перед трапом самолета была выстелена красная дорожка. Красивые девушки в национальных костюмах танцевали под звуки карная, к трапу двигалась делегация из мужчин в строгих костюмах и шляпах-пирожках.

-Не иначе с нами кто-то из правительства летел, - оглядываясь по сторонам, шепнула мне мама, - так встречают...

Но никого из высшего руководства страны в самолете не было - так встречали нас!

В первый день в Душанбе у нас был свободный. Мы заселились в гостиницу и на пару часов нас отпустили погулять. Выйдя на улицу незнакомого города, я спросила у первого попавшегося прохожего о местонахождении книжного магазина, и через минут десять уже стояла у полок с книгами, которые даже и не снились. Более того, эти книги были в свободном доступе, не по подписке.

Скупив на все гастрольные деньги полмагазина, я потащила свое богатство в гостиницу, чтобы там показать маме, какое чудо мне удалось достать. В дверях гостиницы я столкнулась с не менее нагруженной мамой - она тоже торопилась похвастать своими покупками.

В номере мы сели разбирать книги: оказалось, что пять штук у нас по два экземпляра. Особенно ценной была книга Николая Куна "Легенды и мифы древней Греции": невероятный язык, красочные описания - полное погружение в мир античных героев и богов. Какое-то время эта книга даже была настольной - второй экземпляр мама кому-то подарила.

Я никак не могла понять, почему в Москве мы сдаем макулатуру, оформляем подписку, стоим в очередях, а здесь, в Душанбе, можно просто пойти и купить то, что тебе нравится. Мама мне объяснила это тем, что книги распределяются на весь Союз, только в республиках, видимо, они не пользуются таким спросом, как в Москве, поэтому здесь их можно просто пойти и купить. В итоге, две коробки книг были отправлены в Москву посылкой - на себе тащить это было немыслимо.

После Душанбе нас перевезли в Канибадам на потрясающую базу отдыха. По ночам я сбегала на пруд слушать, как квакают местные лягушки. А мама мне потом рассказала, какой поистине царский прием устроило руководство базы отдыха педагогическому составу хора: восток был щедр!

С БДХ я изрядно помоталась по миру: помимо гастролей в рамках Союза, дважды в год были поездки за границу на разные этнические фестивали и конкурсы, и везде нас принимали крайне радушно и тепло.

Кстати, как потом выяснилось, та фантастическая книга про космос, купленная мною в Ворошиловграде, была на украинском языке. А я читала и не заметила этого. Вот она - великая сила искусства, и вот оно - великое единение народов!