Депутатами Государственной Думы Российской Федерации вынесена на обсуждение законодательная инициатива «О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 15 августа 1996 года" № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Данный нормативно-правовой акт в случае принятия его должен повысить правовую защищенность иностранных граждан, путем усовершенствования процедуры принятия миграционным органом в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства решений о неразрешении въезда в Российской Федерации, об аннулировании вида на жительство, разрешения на временное проживание.
Подобные решения принимаются в случаях если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, либо совершили административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
Территориальные миграционные органы МВД России при вынесении решения о запрещении въезда на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства часто используют формальный подход - принимают подобные решения в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства двух и более раза в течение одного года административных правонарушений. При этом, при принятии решение о неразрешении въезда в РФ, миграционные органы принимают формально, не учитывая общественную опасность совершенного правонарушения, личность иностранного гражданина, в том числе его добросовестное поведение за период проживания в РФ, выраженное в надлежащем исполнении обязательств по оплате налогов и сборов в пользу РФ и иные действия, а также семейные обстоятельства - наличие на территории РФ близких родственников (несовершеннолетних детей, супруги и иных родственников), находящихся на иждивении этого гражданина.
В такой ситуации, происходит нарушение семейных прав иностранного гражданина или лица без гражданства и членов его семьи, поскольку дети в разлуке со своим родителем - иностранным гражданином или лицом без гражданства лишаются права на постоянное воспитание и общение с этим родителем. Супруг-супруга - граждане РФ лишается права на постоянное общение и ведение совместного семейного хозяйства со своим супругом иностранным гражданином или лицом без гражданства, на иждивении которого она с их общими детьми состоит.
Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении споров об отмене решений о неразрешении въезда в РФ, неоднократно упоминал о том, что уполномоченные органы при оценке совершенных иностранных гражданином или лицом без гражданства нарушений и принятии ограничительных мер воздействия (в том числе при принятии решения о не разрешении въезда в РФ), обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, что предполагает дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении наказания.