Всем привет!
Сначала про запуск авиационного двигателя.
Когда борт на стоянке или на ЦЗ перед полетом, это разных размеров живое, но дремлющее, существо. С ним общаются в спокойной обстановке. Либо осматривают, как на приеме у врача. Либо выполняют профилактические работы, когда у такого же, где-то, на другом аэродроме, нашли болячку, и нужно в такое же место заглянуть, чтобы полечить или исключить болезнь. Либо, разбудив на стоянке и вытащив за хобот на ЦЗ для полетов, накормить зверя, еще раз проверить, одеть, насовать ему разной полезной информации в мозги и "игрушек" на пилоны, застегнуть на все пуговицы, посадить в него грамотного провожатого, а то и весь экипаж.
Запуск - это побудка зверя, проверка результатов и качества всех взаимоотношений со зверем на стоянке, проба экипажем систем, проверки желания зверя сегодня выполнить свою основную функцию - летать.
Когда открываются створки турбостартера и звучит треск работы свечей, все понимают, началось... Нервы в кулак, надежда только на матчасть...
Теперь про причину тренировки.
Пришел в АЭ к нам техник самолета. Из двухгодичников, - большой, добрый, щирый, где-то из-под Винницы. Володя все делал слаженно, ответственно, на обед бежал в первых рядах, отпрашиваясь: "Начальник! Я почавкать!" На замечание: "Володя, наверное покушать? А то как свинюшка...", всегда отвечал: "Это свиньи кушают, а я почавкать...!" И прозвали этого доброго, в общем-то, глубоко гражданского человека, Бамбула.
Одна была незадача - после обеда большой организм Володи, уставший от лазаний по самолету, приема внутрь добротного технарского пайка, и сугубо гражданский разум требовали покоя. Может так повелось в его дослужебной жизни... Не было у Володи укрытия для его самолета с теплой патерной, ухоженной механиком самолета, поэтому стоял самолет на открытой стоянке. А где найти спокойное место в самолете на открытой стоянке? Только в сопле двигателя, где и ветер не дует, и лечь в полный рост можно.
С этим надо было что-то делать. Не ровен час, руководство или проверяющие, а техник в сопле спит.
Тренировка и воспитание
Кроме процесса настоящего запуска двигателя, есть возможность проведения тренировок свечей, треск которых так устойчиво ассоциируется с последующим запуском двигателя, работой камеры сгорания и пр., то есть, с реальной опасностью для здоровья.
После проведения знакомых операций в кабине, краем глаза видел шустрые действия Володи по спасению из сопла двигателя. Только после окончания треска свечей Володя оценил неспешными авиационными терминами воспитательное воздействие. Но, повинуясь внутренней доброте, все понял и не обиделся, а решил соответствовать своему офицерскому званию и военным правилам, хотя бы до дембеля, который пришел быстро.
Всем удачи!