Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Тургенев, которого мы не узнали...

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, всяческая гамарджоба, или как вам угодно!

Когда Сергей Александрович Соловьёв (далее – САС, он и сам себя так называет) был значительно моложе, полон сил, идей и не опустился ещё до стариковского шуршания «КЕ-ДАМИ», затеян был СССР и Францией большой и интересный проект – биографический фильм об отношениях И.С.Тургенева и Полиной Виардо. Уже были выбраны и согласованы исполнители главных ролей: Олег Янковский, удивительно в гриме похожий на Ивана Сергеевича, Татьяна Друбич, Екатерина Васильева в роли матери Тургенева, Альберт Филозов и Любомирас Лауцявичас. Петь за Виардо должна была Любовь Казарновская. Но помешала трагедия: в 1983 году СССР сбивает над Сахалином корейский Боинг, все культурные международные проекты были немедленно закрыты, не стал исключением и «Тургенев». Однако, идея, захватившая САС, не оставляла его в течение более чем десяти лет. Во время вынужденного простоя (недостаток финансирования) на съёмках «Анны Карениной» с того самого французского телеканала, где готовились снимать «Тургенева», САС позвонили и предложили перезапуск старого проекта. Сославшись на занятость Толстым, САС согласился было на продажу хотя бы сценария, но выяснилось, что он попросту... не сохранился. Нигде. Ни в России, ни во Франции. Французы, тем не менее, настаивали, да и деньги за сценарий были тогда явно не лишними. В итоге, почти повторив сюжет с Достоевским и его «Игроком», САС засел в замке с лебедями французской приятельницы, обложился книгами и за 10 дней написал абсолютно новый сценарий, в процессе работы над которым понял, что ни к какому биографическому жанру эта история уже не относится, а получается что-то иное – личное и интимно-трогательное. Продать это САС так и не решился, решив поставить фильм сам. В Госкино режиссёр представил новый проект как чисто коммерческий – чтобы оправдать дорогостоящий подготовительный этап перед съёмками «Карениной»: эпоха – одна, костюмы – подходят... Да и исполнители главных ролей в «Тургеневе» восьмидесятых – Олег Янковский и Татьяна Друбич - как специально – «дозрели» в возрастном и духовном контекстах для ролей Ивана Сергеевича и Виардо. Стилистически будущая картина планировалась как, скорее, «антибиографическая», почти клиповая: «красивые костюмы, много музыки и любовь» - с подзаголовком ««Неизданный роман с утерянными главами и перепутанными страницами». Как писал сам САС:

«Роман Тургенева и Виардо - зеркало тех странных любовных взаимоотношений, основанных одновременно на величайшем восхищении друг другом и глубочайшем сущностном друг друга непонимании. Отношений, с одной стороны, метафизически страстных, с другой -- изначально обреченных на трагический исход»

Работа над проектом ни шатко, ни валко длилась 8 лет, было отснято 20 минут материала, в итоге в 2002 году руководством Госкино было заявлено: «В связи с отсутствием у московской публики интереса к истории взаимоотношений Ивана Сергеевича Тургенева и Полины Виардо мы не находим возможности профинансировать эту картину". Вот так. На «Антикиллера» деньги нашлись. На «Раскалённую субботу» Митты – тоже. Даже на «Спартак и Калашников» и «Леди на день» Астрахана (кто-нибудь помнит – это вообще что?) На многострадальную «Метафизику любви» - нет. Рабочие материалы – не сохранились, только кинопробы.

-2
-3

САС в интервью «Новым известиям» задавался такими вопросами:

«Мне действительно интересно, почему мы такие щедрые, что взяли и отобрали у Олега Ивановича феноменальную, фантастическую страницу его творческой биографии. Это что такое? А что было снято вместо этого фильма? Если задаться целью, можно даже пойти в Госкино и спросить: «Когда закрыли фильм об Иване Тургеневе, вместо него что-то было снято? Что именно?» Может, кто-нибудь припомнить названия картин или имена режиссеров? Вряд ли. Наша «государственная щедрость», граничащая с безумием, меня очень интересует. Именно сейчас, когда уже нет Олега и когда ничего восстановить и сделать заново нельзя. К моему сожалению, эта история уже теперь и не завершится, наверное»

Можно по-разному относиться сейчас к творчеству Сергея Александровича... особенно – к его фильмам позднего периода. Когда появилась его «Анна Каренина» (постановка почти с такой же невесёлой судьбой, как и «Тургенев»), на ней не оставили камня на камне: и Каренин стар, и Друбич не та, и Лёвин слишком возрастной (хорошо, кстати, что он В ПРИНЦИПЕ был – в отличии от версии Шахназарова), и ваще... Но давайте вспомним его пронзительных «Станционного смотрителя» и «Сто дней после детства», «Избранных» с замечательным Леонидом Филатовым, новаторскую «АССУ», наконец... Мы сейчас не можем сказать – каким бы сложился его «Тургенев», выйди он хотя бы в начале нулевых? Но, думается почему-то, что в проигрыше оказались все: и зритель, совершенно неизбалованный ни советским, ни российским кинематографом в смысле визуализации фигуры писателя, и наша культура, и - в конечном итоге – государство, всё тщащееся найти-таки пресловутые скрепы подобно бабушке с очками на лбу, мечущейся по дому в поисках этих самых очков... И судить уже некого, да и не в осуждении дело. Как пел Высоцкий: «... Вот только жаль распятого Христа».

ЗДЕСЬ – краткий гид по каналу «ЛУЧШЕЕ»

С признательностью за прочтение, не болейте и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ