Найти тему
И в Москве не скучно

Ромул - великий или не великий?

Спектакль поставлен по пьесе Фридриха Дюрренмата, написанной в 1948 году и названной им «неисторической исторической комедией». Думаю, что не сильно ошибусь, если скажу, что не очень многие читали эту пьесу или хотя бы примерно знают краткое содержание. И тем вдвойне интереснее! Есть много замечательных постановок по классическим пьесам с различными декорациями, костюмами и актерами, но ты заранее знаешь, что скажет или сделает тот или иной герой, что произойдет в финале. В данной случае при просмотре спектакля "Ромул Великий" в театре им. Е.Вахтангова меня ждали приятные и интересные открытия.

Афиша спектакля на сайте театра им. Е.Вахтангова
Афиша спектакля на сайте театра им. Е.Вахтангова

Итак, плавно переносимся в Рим ранним утром 15 марта 476 года и остаемся в нем ровно на один день. На сцене появляется уставший и израненый гонец Спурий Тит Мамма, который спешит сообщить императору Ромулу страшные вести о падении Павии и неминуемом приближении германцев к Риму. Несмотря на видимый трагизм ситуации, действие начинает принимать странный комический оборот. Великий Ромул занят исключительно продуктивностью своих кур-несушек, названных именами великих правителей, в том числе предводителя германцев Одоакра. На аудиенцию к императору вбегают встревоженные приближением противника посетители - подпрыгивающий премьер-министр, военный министр в кудряшечках и странно подмигивающий, супруга Юлия в томном и сексуальном образе с черными чулками, предприниматель Цезарь Рупф с большим пивным животиком и (о чудо!) в брюках, для продажи которых он ищет маркетинговые ходы, и далее по списку... В зрительном зале при появлении каждого персонажа слышится заливистый смех. Ромул невозмутимо продолжает трапезу с куриными яйцами. Вокруг разбросаны снопы сена, которые источают настоящий запах курятника.

По мере продвижения действия ситуация прекращает выглядеть смешной и веселой, ощутимо попахивает приближающейся катастрофой. Каждый персонаж кричит о любви к Родине и необходимости спасения Римской империи любой ценой, не забывая о собственных интересах. Поскольку казна пуста (министр финансов еще в начале пьесы сбежал в неизвестном направлении, так как управлять уже было нечем), антиквар Пирам скупает за бесценок и спешно упаковывает последние купленные бюсты римских императоров. Ромул невозмутимо считает куриный яйца, отвергая любые попытки и предложения по экстренному спасению Римской Империи. Сперва окружение даже хочет убить императора, но тот своим спокойствием и рассудительностью перечеркивает эти планы. Конец первого действия, занавес.

окружение императора Ромула (фото из Интернет)
окружение императора Ромула (фото из Интернет)

В антракте при обсуждении спектакля, все дружно сошлись во мнении, что эта история кончится плохо. Ромула в финале убьют - либо кто-нибудь из окружения, либо уже воинственные германцы. И вот и начинается самое интересное, то есть второе действие. Оно полностью переворачивает отношение к поступкам и мотивам Ромула, оставшегося во дворце в одиночестве. Следует феноменальная сцена между Ромулом и предводителем германцев Одоакром на птичьем курином языке с сурдопереводом. Они не только смогли понять друг друга, но и имеют сходные взгляды на управление государством.

В чем же оказался главный вопрос, центральная тема спектакля? Как оказалось, о гуманизме, о любви к людям. О том, что государство - это безжалостная машина, подчиняющая себе все вокруг, подминающая и перемалывающая простых людей. Война - это стремление к господству ценой человеческих жизней, "всякая война - зверство". И вот тут Ромул в моих глазах перестает выглядеть дурачком и бездельником, становится действительно Великим и гуманным, он изнутри воспротивился жестокой политике Римской Империи, замешанной на крови и ужасе. В финале Ромул распускает Римскую империю, а Одоакра провозглашает королём Италии.

Владимир Симонов  в роли Ромула Великого
Владимир Симонов в роли Ромула Великого

Думаю, что политические параллели и оценки будут у каждого свои, протом как положительные, так и отрицательные. О политике лучше не спорить, особенно в наше неспокойное время. Но оценка самого спектакля однозначно высокая. Владимир Симонов в роли Ромула был просто гениален, в доли секунды перевоплощаясь из странноватого и смешного куровода в императора Рима и далее в философа. Остальные актерские работы тоже органично вписываются в канву спектакля, четко воплощая характеры героев.

поклоны в финале спектакля
поклоны в финале спектакля

Для меня данный спектакль оказался многослойным, как торт "Наполеон", под комедией обнаруживается трагедия, под предательством Родины гуманизм, под любовью самопожертвование. Сцены из спектакля хочется пересмотреть и переслушать диалоги, в свете вновь открывающихся обстоятельств и ракурсов. Выводы из увиденного явно будут очень разные, и каждый сделает их сам.