Спектакль поставлен по пьесе Фридриха Дюрренмата, написанной в 1948 году и названной им «неисторической исторической комедией». Думаю, что не сильно ошибусь, если скажу, что не очень многие читали эту пьесу или хотя бы примерно знают краткое содержание. И тем вдвойне интереснее! Есть много замечательных постановок по классическим пьесам с различными декорациями, костюмами и актерами, но ты заранее знаешь, что скажет или сделает тот или иной герой, что произойдет в финале. В данной случае при просмотре спектакля "Ромул Великий" в театре им. Е.Вахтангова меня ждали приятные и интересные открытия.
Итак, плавно переносимся в Рим ранним утром 15 марта 476 года и остаемся в нем ровно на один день. На сцене появляется уставший и израненый гонец Спурий Тит Мамма, который спешит сообщить императору Ромулу страшные вести о падении Павии и неминуемом приближении германцев к Риму. Несмотря на видимый трагизм ситуации, действие начинает принимать странный комический оборот. Великий Ромул занят исключительно продуктивностью своих кур-несушек, названных именами великих правителей, в том числе предводителя германцев Одоакра. На аудиенцию к императору вбегают встревоженные приближением противника посетители - подпрыгивающий премьер-министр, военный министр в кудряшечках и странно подмигивающий, супруга Юлия в томном и сексуальном образе с черными чулками, предприниматель Цезарь Рупф с большим пивным животиком и (о чудо!) в брюках, для продажи которых он ищет маркетинговые ходы, и далее по списку... В зрительном зале при появлении каждого персонажа слышится заливистый смех. Ромул невозмутимо продолжает трапезу с куриными яйцами. Вокруг разбросаны снопы сена, которые источают настоящий запах курятника.
По мере продвижения действия ситуация прекращает выглядеть смешной и веселой, ощутимо попахивает приближающейся катастрофой. Каждый персонаж кричит о любви к Родине и необходимости спасения Римской империи любой ценой, не забывая о собственных интересах. Поскольку казна пуста (министр финансов еще в начале пьесы сбежал в неизвестном направлении, так как управлять уже было нечем), антиквар Пирам скупает за бесценок и спешно упаковывает последние купленные бюсты римских императоров. Ромул невозмутимо считает куриный яйца, отвергая любые попытки и предложения по экстренному спасению Римской Империи. Сперва окружение даже хочет убить императора, но тот своим спокойствием и рассудительностью перечеркивает эти планы. Конец первого действия, занавес.
В антракте при обсуждении спектакля, все дружно сошлись во мнении, что эта история кончится плохо. Ромула в финале убьют - либо кто-нибудь из окружения, либо уже воинственные германцы. И вот и начинается самое интересное, то есть второе действие. Оно полностью переворачивает отношение к поступкам и мотивам Ромула, оставшегося во дворце в одиночестве. Следует феноменальная сцена между Ромулом и предводителем германцев Одоакром на птичьем курином языке с сурдопереводом. Они не только смогли понять друг друга, но и имеют сходные взгляды на управление государством.
В чем же оказался главный вопрос, центральная тема спектакля? Как оказалось, о гуманизме, о любви к людям. О том, что государство - это безжалостная машина, подчиняющая себе все вокруг, подминающая и перемалывающая простых людей. Война - это стремление к господству ценой человеческих жизней, "всякая война - зверство". И вот тут Ромул в моих глазах перестает выглядеть дурачком и бездельником, становится действительно Великим и гуманным, он изнутри воспротивился жестокой политике Римской Империи, замешанной на крови и ужасе. В финале Ромул распускает Римскую империю, а Одоакра провозглашает королём Италии.
Думаю, что политические параллели и оценки будут у каждого свои, протом как положительные, так и отрицательные. О политике лучше не спорить, особенно в наше неспокойное время. Но оценка самого спектакля однозначно высокая. Владимир Симонов в роли Ромула был просто гениален, в доли секунды перевоплощаясь из странноватого и смешного куровода в императора Рима и далее в философа. Остальные актерские работы тоже органично вписываются в канву спектакля, четко воплощая характеры героев.
Для меня данный спектакль оказался многослойным, как торт "Наполеон", под комедией обнаруживается трагедия, под предательством Родины гуманизм, под любовью самопожертвование. Сцены из спектакля хочется пересмотреть и переслушать диалоги, в свете вновь открывающихся обстоятельств и ракурсов. Выводы из увиденного явно будут очень разные, и каждый сделает их сам.