Посмотрела я тут недавно фильм «Эффи», про весьма курьезную в свое время историю, произошедшую между известным критиком и теоретиком XIX века Джоном Рескином и его супругой – Эффи Грей… Впечатление весьма неоднозначное.
Давненько я не писала ничего окололитературного, поэтому сегодня будет история в духе «литературный анекдот». Если кто не в курсе, то звучит он примерно так. Джон Рескин не выдержал внешнего вида своей жены, и за 5 лет супружества так и не исполнил свой мужской долг, как продолжатель рода…
Эээ, скажет тут мой читатель. Может, она была страшна как смертный грех?
Вовсе нет. Судя по ее портретам, это была весьма миловидная женщина, и она впоследствии часто становилась музой и моделью для своего второго мужа, художника-прерафаэлита, Джона Эверетта Милле.
Что произошло между супругами в первую брачную ночь – большая загадка. Никто свечу в этот момент там не держал, как вы понимаете.
Как впоследствии писала Эффи,
«Он ссылается на различные причины, ненависть к детям, религиозные мотивы, желание сохранить мою красоту, и, в конце концов, в этом году он сказал мне настоящую причину… что женщина, которую он представлял, значительно отличалась от того, что он видит во мне, и причиной, по которой он не сделал меня своей женой, было его отвращение к моей особе с первого вечера 10 апреля...»
В конце концов, она не выдержала и в 1854 году подала на развод. Естественно, для чопорной Англии любой развод – это скандал. Общественность тут же подняла Рескина на смех. Мол, не умеешь, не берись.
Слухами данная история обросла такими, что ни одним фиговым листочком не прикроешь. Мол, Рескин, привыкший к виду античных статуй, был шокирован тем, что на теле у жены есть волосы.
Однако все же вернемся к фильму. Судя по комментариям, мнение зрителей разделилось. И во многом здесь сыграла роль фигура самого Джона Рескина.
Кто такой Джон Рескин?
Не знаю насчет писательского таланта, но как теоретик он был легендой своего времени. Авторитетом обладал железобетонным, и собственную линию гнул до конца до такой степени, что спорить с ним не решались даже матерые критики.
Его обожали Пруст и Толстой, а среди учеников был даже Оскар Уальд.
Рескин блестяще окончил Оксфордский университет и позже стал читать лекции по искусствоведению. Его теория во многом подготовила расцвет движения прерафаэлитов, стала их манифестом. А его авторитет, как критика, значительно помог их признанию в искусстве и обществе.
Так что же новаторского было в его теории?
Искусство того времени было во многом подражательным. Негласным каноном считались античные статуи и произведения великих живописцев эпохи Возрождения, которые копировались, снова копировались и еще раз копировались. Грубо говоря, живописцы того времени учились рисовать на картинах своих предшественников.
Рескин же возвестил: «Все в сад!» - т.е. на лужайку перед домом, срочно рисовать природу. Потому что искусство должно копировать природу:
«Целью всех изобразительных искусств всегда было и всегда будет сходство с действительностью, изображение ее с возможной точностью.»
Однако это только часть его теории… Другая же явно несла некоторое противоречие с первым высказыванием:
«Созданию произведений искусства должен предшествовать надлежащий нравственный уровень людей; без него не может быть искусства.»
Иными словами,«Девушка может петь о своей утраченной любви, но скряга не может петь о потерянных деньгах. С неуклонной точностью достоинство произведения искусства определяется нравственной чистотой и высотою выражаемого им настроения.»
А с другой стороны, и то, и другое - часть реальности. В мире, помимо красоты, есть уродство, болезни, пороки и т.д. Следовательно, в их изображении тоже должно быть заложено что-то нравственное: если уродство, то сострадание, если пороки, то обличение…
Ибо:
«Таковы два основных инстинкта человечности: чувство Гармонии и чувство Добра.»
- Дон Кихот, скажете вы. И, в общем, будете не так далеки от истины...
Итак, основная мысль, которую преследовал в своих лекциях Рескин, искусство должно быть нравственным. Если ты гений, то рисовать непристойные рисунки не то что не имеешь права, это просто противоестественно.
Известна история, к примеру, о том, что любимый художник Рескина - Уильям Тёрнер – после смерти оставил богатое творческое наследие, в том числе, легкомысленные зарисовки "любовного" характера (весьма, смелые, кстати).
Так вот, Рескин, увидев их, пришел в ужас. Ведь само их наличие противоречило его теории. А это значило, что либо его теория не верна, либо Тернер сошел с ума.
Рескин не стал мучиться в сомнениях, он решил, что Тернер все же помешался рассудком, и не долго думая, уничтожил почти все рисунки художника, чтобы ничто не портило его картину мира.
Так что же сказал Джон Рескин в свое оправдание?
Я специально обратилась к теории Рескина, чтобы вы лучше понимали его взгляды и его заслуги. Именно с их точки зрения выступают его защитники.
Интересный момент Джон Рескин озвучил на суде, когда его спросили, в чем причина его отношения к жене. Он сказал:
«Может показаться странным, что я воздержался от женщины, которую большинство людей находят столь привлекательной. Но, хотя лицо её красиво, её личность не сформировалась для возбуждения страсти. Напротив, в её особе были определённые детали, которые полностью препятствовали этому.»
И знаете, он ведь не кривит душой. Он говорит совершенно искренне, ибо убежден:
«Прошло почти два тысячелетия заблуждений и мук, прежде чем удалось достичь высшей и святой человеческой любви <...>
Это было явное и высшее развитие веры в то, что чистота девы есть свойство, связующее женщину с Богом. В песнях Данте и в картинах Бернардо Луини постигнуто и навеки воплощено все чистое, все прекрасное, все, что слывет хорошим, чтобы люди <...> всегда могли об этом размышлять.
Для этого просто сравните отношения полов, начиная с самых низших форм <...>, дойдя до любви чистых женщин и мужчин, наконец, до идеальной любви, вдохновлявшей рыцарство. Параллельно этой огромной восходящей лестнице идет возрастание способности воображения, которая возвышает и расширяет власть страсти, пока, наконец, у вершины не превращается в оплот терпения, в хранителя чести и в достойное совершеннейшее свойство.
И вот жизнь многих достойных женщин проходит в мелких заботах о себе, в минутных интересах и в пошлых удовольствиях их круга, потому что они ни разу не потрудились заглянуть за его пределы, не потрудились что-нибудь узнать о великом мире, в котором их жизнь увядает, подобно стеблю горькой травы в бесплодных полях.»
Видимо, Эффи не соответствовала этой чистоте. Однако стоит ли ее винить? Если честно, то я не понимаю, чем Эффи должна была отличаться от той же Елены Троянской…
Можно вспомнить еще одну фразу из лекций Рескина: «И если Миранда кажется Калибану безнравственной, то разве это вина Миранды?»
Так в чем же было дело на самом деле?
Эмма Томпсон, автор сценария «Эффи», стремится показать, насколько нездоровым было само окружение Рескина. И его личность во многом результат его воспитания.
Деспотичный религиозный отец и обожающая сына мать, не менее деспотичная в своей слепой любви. Оба были уверены, что сын станет знаменитым. Не знаю, насколько это соответствовало истине, но в фильме упоминается, что во время учебы его мать жила в соседней комнате.
Что не понравилось, так это то, что фильм все же снят о женщинах для женщин. Т.е. когда некую популярную мысль притягивают за уши к историческим фактам.
Явно покоробило изображение того, что Рескин оказался холоден к молодой жене, его не интересовали ее интересы, ее комфорт, ее развитие, в конце концов. В некоторых сценах он действительно выступает, как домашний тиран и деспот. Не помогает жене выбраться из лодки, к примеру, и явно игнорирует ее здоровье или слезы, когда она читает письма от матери.
Что кажется крайне странным на фоне его же лекций, да и в целом его жизненной философии. Для Эффи Рескин написал сказку "Король Золотой реки", так вот, там прямой нравоучительный подтекст: будь добрым, скромным, сострадательным, и будет тебе счастье... Хотя как образчик литературы, она, прямо скажем, не дотягивает...
Именно этот момент так возмущает сторонников Рескина. И, знаете, я тоже сначала так подумала. А потом прочитала, что Эффи, однако, прямо указывает на то, что ее муж был тираном: когда Рескин пожелал вновь сочетаться браком с юной Розой Ла Туш, и ее родители обратились за советом к его бывшей жене, то она назвала его деспотичным супругом.
Но надо отдать должное Рескину, Эффи он все же дал развод. Хотя сколько это стоило седых волос обеим сторонам, история умалчивает.
В итоге Эффи все же повторно вышла замуж и родила мужу 8 детей, что явственно свидетельствует о том, что Эверетта Милле ничего во внешности жены не смущало.
Что же до Рескина, это был великий идеалист, который все-таки умудрился подчинить свою жизнь собственным идеалам.
_______________________________________________
#скандалы #культура #литературный анекдот #писатели #история #исторические личности