Найти тему
Молодой ленинец

Как пензяк стал главным полицейским России

Оглавление

В постсоветской истории всего два пензяка стали в России федеральными министрами: Игорь Родионов (к сожалению, уже ушедший от нас) возглавил военное ведомство, Владимир Колокольцев — МВД. И сегодня Владимир Александрович отмечает свой 60-й день рождения. Наши поздравления юбиляру!

Роковое мороженое

Его малая родина — Нижний Ломов. Первой возможностью поглядеть мир для здешних парней всегда была служба в армии. И Владимир попал в элиту — погранвойска КГБ СССР, куда отбирали исключительно по положительным анкетным данным. Два года провел на советско-афганской границе. Кстати, здесь же служил и его отец. Еще в школе сержантского состава солдат подал рапорт о направлении его после демобилизации в Алма-атинское пограничное училище.

А демобилизовался он старшиной, на парадном кителе которого красовались все солдатские знаки отличия. Но, прежде чем приступить к сдаче экзаменов, необходимо было пройти военно-медицинскую комиссию в Ашхабаде.

И вот же незадача: прибывший с заставы в столицу Туркмении старшина погорел на мороженом. Съел кряду несколько порций. В итоге — ангина, высокая температура и палата окружного госпиталя. Об училище пришлось забыть. Но с погонами наш земляк не расстался: в те времена к зеленым фуражкам частенько наведывались «покупатели» из силовых ведомств, предлагая службу в своих министерствах.

Так старшина Колокольцев оказался в отделе милиции по охране дипломатических представительств иностранных государств, аккредитованных в Москве.

ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ ПОЛИЦИИ ВЛАДИМИР КОЛОКОЛЬЦЕВ
ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ ПОЛИЦИИ ВЛАДИМИР КОЛОКОЛЬЦЕВ

Атас, генерал приехал!

В 1993-м Владимир Колокольцев уже начальник 108-го отделения милиции Москвы. Здесь ему довелось не только ловить воров и бандитов, но и в кино сыграть. Вот как об этом вспоминает известный писатель Эдуард Хруцкий в мемуарах «Москва уголовная»: «По моему сценарию снимали 4-серийную картину «На углу у Патриарших». Часть сцен непосредственно в 108-м отделении.

Однажды снимали эпизод, в котором участвовал генерал милиции. Играл его прекрасный актер Малого театра Борис Клюев. Боря загримировался, надел генеральский мундир, вышел из кабинета, который нам выделили под костюмерную, и подошел к стоящему в коридоре начальнику отделения Володе Колокольцеву. «Ну, как служба?» — поставленным голосом благородного отца спросил Клюев. «Все в порядке, товарищ генерал!» — бодро ответил Колокольцев. А в это время в коридор выглянула уборщица, увидела генерала и бросилась вниз, где располагались кабинеты оперативников.

«Ребята, — услышал я ее сдавленный крик, — атас, генерал приехал!» В 3-й серии («Невидимый дирижер») есть эпизод, где персонаж Владимира Колокольцева в присутствии понятых поздравляет руководителя опергруппы Игоря Ливанова, что не будет висяка, поскольку покойный, обнаруженный на месте преступления, является самоубийцей, а не жертвой преступника. Но кроме кино была и самая настоящая ежедневная кропотливая работа «на земле».

«Преступления, в том числе и тяжкие, в центре Москвы тогда совершались практически каждый день, — рассказывал журналистам Владимир Александрович. — Как-то раз сообщают нам о необычной ситуации: вроде бы в магазин зашел покупатель, но обратно не вышел. Мы приехали, осмотрели все помещения. Пусто, никого нет.

И тут я обратил внимание на свежезабетонированный пол в одной из подсобок. Спрашиваю: «А что, у вас тут ремонт был?» Принимаю решение о производстве контрольного вскрытия. Предчувствие не обмануло: под слоем свежего бетона лежал труп человека, убитого выстрелом в ухо. Застрелил этого человека, кстати своего кредитора, менеджер магазина, причем прямо в своем кабинете. А перед этим ведь напоил кофе…»

Лихие девяностые

Не обошел вниманием нашего земляка и известный столичный журналист, пишущий на криминальные темы, Эрик Котляр.

В книге «Лихие девяностые» он пишет об одном уголовном деле, раскрытом капитаном милиции Владимиром Колокольцевым: «Осенью 1998-го в МУР попало сообщение о пропаже некоей Шарской, лаборантки НИИ общей медицины. Примерная мать и жена, бывшая на хорошем счету на работе. Заявление от родных поступило из Западного административного округа Москвы, куратором которого был Колокольцев.

Его насторожило одно обстоятельство. Незадолго до происшествия в семье Шарских внезапно умерла ее мать — здоровая, цветущая женщина, не имевшая никаких заболеваний. Странным показалось, что муж дочери умершей настоял на срочной кремации тела без вскрытия. Нет трупа, нет и преступления. Но подозрение осталось. И еще больше усилилось, когда капитан выяснил, что на третий день после исчезновения жены муж привел в дом девушку и представил ее как домработницу.

Что еще вызывало тревогу — так это судьба шестилетней девочки, удочеренной Евгением Шарским. Если допустить, что все смерти в этой семье последовательны и неслучайны, следующей жертвой неминуемо должен был стать ребенок. Колокольцев пригласил в МУР двадцатилетнюю «домработницу» и расспросил ее об отношении отчима к девочке. Шарский говорил своей пассии, что малышки вскоре в доме не будет. Он намеревался отправить ее «на учебу в Америку».

Какой могла оказаться эта самая «Америка» для маленькой девочки, превратившейся в помеху для отчима, оперативник хорошо представлял. Капитан получил исключительное разрешение на досмотр квартиры в присутствии родственников пропавшей и понятых. В квартире при осмотре оперу бросился в глаза клочок машинописной записки.

Черновик объявления в газету о том, что молодой симпатичный мужчина ищет подругу жизни. Далее перечислялись все прелести, коими подруга должна была обладать. Объявление было направлено в газету почти одновременно с сообщением в милицию об исчезновении Шарской. Теперь у опера не оставалось сомнений, что разыскное дело будет переквалифицировано в дело об убийстве. Но Шарский наотрез отказывался что-нибудь признавать, понимая: прямых улик у Колокольцева нет.

И все же Колокольцев доказал подозреваемому, что в его положении самое благоразумное — чистосердечное признание. Как ему это удалось? Есть вещи, которые не подлежат разглашению: «Не всегда говори, что знаешь, всегда знай, что говоришь». Скажем одно: Владимир Колокольцев тем и прославился среди коллег и преступного мира, что всегда использовал в отношениях с задержанными психологические приемы, никогда не выходя за рамки закона.

УРОЖЕНЕЦ НИЖНЕГО ЛОМОВА (СПРАВА) В РОЛИ ОПЕРАТИВНИКА В ФИЛЬМЕ «НА УГЛУ У ПАТРИАРШИХ»
УРОЖЕНЕЦ НИЖНЕГО ЛОМОВА (СПРАВА) В РОЛИ ОПЕРАТИВНИКА В ФИЛЬМЕ «НА УГЛУ У ПАТРИАРШИХ»

Шарский признался, что убил жену и готовил убийство девчушки. Докладывая начальнику, капитан твердо заявил: завтра признание Шарского будет у вас на столе. А труп? Будет и труп. По словам Шарского, накануне убийства жены он пригласил ее в охотничье хозяйство. В бане он задушил несчастную, притащил труп к берегу пруда, где разводили ондатр, к ногам привязал батарею отопления и столкнул тело в воду.

Расчет был на то, что ондатры разделают труп до неузнаваемости и доказать что-либо будет невозможно. Евгения Шарского привезли в то самое злополучное охотничье хозяйство. Шарский подвел оперативников к пруду и показал: здесь! Пруд окружили оперативники. Шарский разделся, некоторое время он возился, распутывая проволоку, и наконец вытащил на поверхность тело. Зрелище было не для слабонервных.

На допросах он подтвердил худшие догадки Колокольцева: он действительно собирался избавиться от дочки супруги. Единственное, в чем признаваться не стал, так это в том, что отправил на тот свет еще и тещу. Мол, наоборот, смерть тещи ему и подсказала: теперь, если избавиться от жены и ее дочери, можно стать законным владельцем московской кооперативной квартиры…»

Выбор президента

В 2007 году Владимир Колокольцев был назначен начальником управления внутренних дел по Орловской области.

И тогда впервые в постсоветский период двум первым вице-губернаторам — Виталию Кочуеву и Игорю Сошникову — были предъявлены обвинения в нарушении закона. Кроме того, к уголовной ответственности были привлечены несколько глав подразделений областной администрации. Понесли наказание и участники «воробьевской» ОПГ.

В эти два года на Орловщине была 100-процентная раскрываемость убийств! И еще удалось осудить «авторитетного предпринимателя» Чеплова, которого до Колокольцева никто из милиционеров даже побеспокоить не решался.

Уже будучи начальником московского ГУВД, Колокольцев провел переаттестацию личного состава, запретил задним числом увольнять сотрудников, совершивших правонарушения. При нем проводилась ликвидация империи подпольных казино и успешная работа по ряду резонансных убийств, раскрытие серьезных экономических преступлений.

21 мая 2012 года Указом Президента РФ Владимир Колокольцев был назначен министром внутренних дел Российской Федерации. О семье наш земляк распространяться не любит. Его супруга Вера Ивановна родом из Ростова. У четы двое детей — Александр (1983 г. р.) и Екатерина (1988 г. р.).

P. S. По воспоминаниям журналиста Алексея Богомолова, в рабочем кабинете оперативника Владимира Колокольцева на самом видном месте висели две фотографии: Глеба Жеглова из фильма «Место встречи изменить нельзя» с подписью «Вор должен сидеть в тюрьме!» и таможенника Павла Верещагина из «Белого солнца пустыни» с цитатой «Я мзду не беру. За державу обидно…»