Найти тему
Аркадий Автозвук

Сравнение звука через ютуб. Бред?На примере процессорных усилителей Helix M Four DSP и Best Balance DSP 6L

Всем хой!

Совсем недавно я был в Москве, заезжал в любимую студию, в комнату прослушки. И там мы послушали и сравнили два процессорных усилителя. Вся инфа и выводы - в видео, которое я прикреплю чуть ниже. Но для начала - немного рассуждений на тему актуальности прослушивания компонентов аудиосистем через интернет.

Для начала ответим на вопрос:

Есть ли вообще разница в звуке между различными аудиокомпонентами?

Я неспроста задаю этот вопрос именно так. Дело в том, что в реальной жизни при общении с клиентами я очень часто сталкиваюсь с такой ситуацией, когда замена одних компонентов на другие не дает ощутимой разницы в звучании системы в целом. Особенно, когда человек меняет хорошие компоненты на очень хорошие. И особенно, когда перед сменой компонентов система была тщательно настроена.

Дело в том, что сильную разницу в звуке до и после даёт тональный баланс и фазовое сведение. А в современных процессорных аудиосистемах на это можно очень качественно повлиять настройкой. А когда система настроена, акустика сведена по громкости и фазе, когда проведена аккуратная эквализация - тогда в работу вступает Его Величесто Динамический Диапазон и его частный случай - Соотношение Сигнал/шум. Правда вот я всё никак не могу научить своих подписчиков и клиентов, что это соотношение в автозвуке нельзя мерить усредненно - надо смотреть на развитие этой характеристики в зависимости от воспроизводимого диапазона частот.

Вот именно в этом и заключаются отличия между такими девайсами, как процессоры, усилители, процессорные усилители. И даже провода на самом деле влияют на звук. Только не сами по себе, а как емкостно/индуктивные компоненты выходного тракта источника (головного устройства, процессора или усилителя). Т.е. они немного меняют АЧХ и Динамический диапазон того устройства, к которому они подключены и только за счёт этого влияют на звук.

А как влияет на звук сокращение динамического диапазона на разных частотах?

На верхних частотах (там где звучат всякие тарелочки и трещоточки) это влияет на ухудшение детальности, усиление сибилянтов (это такие свистящие и шипящие звуки; сами по себе они не плохие, но если с ними переборщить, то начнут ездить по ушам), ухудшение прорисовки звуковой сцены перед слушателем

На средних частотах - ухудшается живость и открытость голосов, электрогитары становятся недостаточно "злыми", как будто синтетическими.

На низких частотах страдает "собранность" баса. Он становится как будто более гудящим, нечётким. Многие любят говорить про такой бас слово "медленный"

Мы с вами ещё вернемся к теме описания звучания. Это очень важный момент, которому я посвятил огромную часть своих изысканий в автозвуке. Ведь если я не пойму, что слышит мой клиент, то я не пойму, как мне настроить систему так, чтобы ему понравилось. А как он мне передаст то, что он слышит? Только своими словами, описывая то, что слышит разными эпитетами. В прошлой статье я посмеялся на эту тему на примере автожурналистов, которым приходится словами поисывать свои ощущения от поведения автомобилей. Скоро расскажу, как нам всё-таки начать понимать друг друга.

Однако, мы отвлеклись. Давайте всё-таки разберёмся,

Можно, или нельзя оценивать звучание компонентов через Youtube?

Итак, мы разобрались, что между усилителями, процессорами и магнитолами основная разница - в динамическом диапазоне. При этом, в звучании акустических систем (пищалки, серединки, мидбасы, сабвуферы) огромную роль играет ещё и АЧХ (амплитудно-частотная характеристика).

Теперь, давайте разберемся, что происходит с аудиосигналом, пока он идёт от акустической системы в комнате прослушивания до ваших ушей.

  1. Микрофон. Он имеет свой динамический диапазон, который довольно неплох относительно любого звукового тракта. Однако диапазон всё равно сокращается. Ну и АЧХ - не у всех микрофонов она линейная. Но это не важно в нашем случае - разницу в АЧХ записываемых систем микрофон всё равно передаст.
  2. Аудио подсистема камеры. Камера следит за уровнем входного сигнала и старается его корректировать, чтобы не было перегруза. Кроме того, камера при записи аудио на флешку сжимает его. Тут происходит заметное влияние на динамический диапазон
  3. Обработка звука при монтаже. Монтажер обязательно корректирует громкость, чтобы вам не приходилось при просмотре видео постоянно её подстраивать. Кроме того, при рендеринге видео, Адоб премьер также пересжимает звук. И тут динамический диапазон тоже теряетя. В принципе, мы могли бы и АЧХ корректировать, но это не нужно))
  4. Обработка звука при заливании на youtube. Тут мы вообще ни на что повлиять не можем - ютуб жмёт и картинку и звук, как ни крути. Динамический диапазон ещё сильнее сокращается.
  5. Ваша звуковая карта и наушники. Они тоже не идеальны. И тоже имеют ограничение ДД. И ещё и наушники АЧХ свою имеют.

Как вы думаете, после прохождения такого пути от разницы в Динамическом диапазоне между компонентами что-то останется? Я думаю да. Но не у всяких компонентов. Например, разница между Best Balance DSP 6L и связкой BRAX DSP + BRAX MX4 PRO будет отчётливо слышна на большинстве хороших наушников. А если попытаться сравнить по записи несколько недорогих усилков, или несколько одинаково дорогих усилков - то скорее всего вы услышите то, что хотите услышать, но не то, что есть на самом деле.

Ну и разница между акустикой безусловно будет слышна. Только вот учитывая, что АЧХ будет искажаться по пути несколько раз, выводы на основе этой разницы делать будет нельзя. Потому что в помещении мы услышим например, у первой акустики отсутствие баса, у второй - нормальынй бас, а вы в наушниках услышите нормальный бас и гудящий гипертрофированный бас соответственно.

Можно ли услышать разницу в звуке на youtube между Helix M Four DSP и Best Balance DSP 6L?

Посмотрите видео сами и расскажите мне в комментариях к статье:)