20.05.2021. АПИ — Продажа билетов сверх вместимости самолета нарушает права потребителей. Такое решение принял Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Жалобу на АО «КрасАвиа» подал один из пассажиров, купивший билет на рейс из Красноярска в Ванавару. Однако при регистрации выяснилось, что при вместимости самолета всего 19 мест авиакомпания продала 21 билет. Более того, из-за якобы технического сбоя еще пять мест продали дважды. По итогам проведенной проверки Красноярская транспортная прокуратура констатировала, что в результате допущенных нарушений АО «КрасАвиа» обязательства по договорам воздушной перевозки перед пассажирами не исполнило. А Роспотребнадзор наложил на авиакомпанию 30-тысячный административный штраф.
В свою очередь, сам перевозчик объяснил так называемый овербукинг наличием среди пассажиров спорного рейса нескольких младенцев в возрасте до двух лет, которым отдельное место не предоставляется. Кроме того, поскольку авиакомпания аннулировала билеты «лишних» пассажиров, они не являлись потребителями услуг воздушной перевозки, а следовательно, отсутствовало и нарушение их прав. Также юристы АО «КрасАвиа» утверждали, что большинство пассажиров не предъявили претензий, а «лишние» не доказали причин нарушения режима самоизоляции и права на полет в период действия карантинных ограничений.
Но служители Фемиды отклонили такие возражения. «Суд полагает доказанным наличие в действиях перевозчика вины в совершении вменяемого административного правонарушения, а его доводы не свидетельствуют об обратном. Изложенное свидетельствует об оказании АО «КрасАвиа» услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг», – заключил Арбитражный суд Красноярского края.
К такому же выводу пришла и апелляционная инстанция. Оценивая примененные к авиакомпании санкции, суд учел факт повторного совершения аналогичного правонарушения (АПИ подробно писало об одном из них – Пандемия не повод отменять невыгодные авиарейсы). Законность и обоснованность принятых решений подтвердил и Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Отметим, что в ряде стран перевозчики вправе использовать овербукинг (Overbooking – сверхбронирование, англ.) – продавать билеты с превышением вместимости самолета. Статистика свидетельствует, что на регистрацию не приходит до 15 процентов пассажиров, тогда как реализовать освободившиеся места уже невозможно. Но законодательство таких государств закрепляет права «лишних» пассажиров на получение компенсации и защиту своих прав. В России в отсутствие закона овербукинг, по данным транспортной прокуратуры, практикуют авиакомпании «Победа», «Аэрофлот», «S7», «Utair», «Уральские авиалинии» и другие участники рынка. Причем нередко намеренную перепродажу билетов недобросовестный перевозчик объясняет «техническим сбоем».
По мнению Федерального агентства воздушного транспорта, «продажа авиабилетов на рейс, превышающих количество кресел в салоне самолета, не соответствует действующему воздушному законодательству». Подготовленный Министерством транспорта РФ законопроект о легализации овербукинга так и не был принят. Как и предложенные группой парламентариев поправки об ужесточении санкций за неисполнение обязательств перед пассажирами (Читайте – «Лишним» авиапассажирам пообещают десятикратную компенсацию, Цивилисты убеждены в неэффективности административных санкций за овербукинг).