Найти тему
Prompt_Дзен

Как победить «ленивый» мозг читателя: Разметка текста

Наш мозг – ленивая животинка, говорят учителя продуктивной продуктивности. Наверное, они же придумали расхожий миф о КПД мозга в ничтожные 10 %. Возможно, у них именно так и происходит, не знаю. Для остальных же есть научные разъяснения.

На самом деле мозг просто не успевает за развитием технологий, утверждают учёные.

Шведский нейрофизиолог Торкель Клинберг в книге «Перегруженный мозг. Информационный поток и пределы рабочей памяти» пишет, что мозг современного человека практически идентичен мозгу кроманьонца, жившего 40 тысяч лет назад. Кульминацией технологий того времени была палка-копалка с привязанным камнем. С тех пор никаких качественных изменений в мыслительном органе не произошло, а применять его мы пытаемся в условиях сегодняшних реалий. То есть интеллектуальные способности древнего человека вынужденно натягиваем на глобус мощного информационного потока и многозадачности.

Естественно, природа в нас пытается сопротивляться цивилизации, саботируя многие нужные занятия.

Одно из них – чтение с монитора.

Первое, что делает мозг при виде монументального текста на компьютере – пытается избавиться от него полностью. Вспомните, сколько раз вы закрывали страницы с бесконечными массивами слов, не найдя в себе сил погрузиться в их трясины.

Если же фокус не прошёл и читать надо, мозг минимизирует ущерб, переходя на более низкий уровень восприятия – не охватывает текст целиком, а концентрируется только на элементах. Это подтверждено исследованием Дартмутского колледжа.

Якоб Нильсен, эксперт по удобству сайтов, также установил: люди прочитывают максимум треть (20-28%) из всех слов текста на интернет-странице. Они просматривают его, цепляя взглядом отдельные фразы и броские детали. То есть вовсе не читают, а бегло сканируют. Движение глаз по монитору в это время напоминает латинскую букву F.

Другие исследователи утверждают, что взгляд скользит по монитору по траектории латинской буквы Z или треугольника.

Как бы то ни было, нам важно только одно: наш читатель не захочет читать текст полностью, а лишь просмотрит его, выделяя наиболее заметные единицы оформления.

И чтобы он дошёл до конца, нужно разбросать для него по тексту бьющие в глаза компоненты на манер хлебных крошек из сказки.

Во-первых, слона едят по кусочкам. Поэтому непрерывный массив текста делим на небольшие абзацы не более 4-5 предложений. Методика такая: один абзац – это одна законченная мысль. Вторую переносим в следующий абзац.

Во-вторых, даже разделённый на абзацы, текст по-прежнему пугающе однообразен. Поэтому равномерно вставляем в него иллюстрации: рисунки, фотографии, диаграммы, – любые изображения, способные привлечь внимание, задержать посетителя в статье и дать толчок к продолжению чтения.

В-третьих, специально обученные люди придумали выделять слова и предложения в интернет-текстах с помощью визуального оформления.

В Дзене нам предлагаются следующие способы разметки:

  • заголовок второго и третьего уровней;
  • цитата;
  • маркированный и немаркированный список;
  • полужирный шрифт;
  • курсив;
  • зачёркнутый текст,
  • ссылка.

К сожалению, из набора инструментов исключили подчёркивание, но и оставшихся более чем достаточно.

Скриншот из редактора статей
Скриншот из редактора статей

Выделяйте отдельные слова, предложения, подзаголовки, стройте списки, включайте в статью цитаты, размещайте картинки и следите за тем, чтобы взгляд мог свободно перемещаться от одного объекта к другому до сáмого конца материала.

Мозг читателя, втянутый в поиск необычных деталей, перестанет-таки «лениться» и одолеет вашу статью целиком. Считайте, вы его победили.

Но важно понимать: выделять необходимо те элементы, которые в совокупности дадут понимание общего смысла публикации, то есть самые главные мысли. Тогда, возможно, человек поймёт, что материал полезный и прочитает его тщательно, полностью, как читают тексты на бумажном носителе.

Успехов!