Найти в Дзене

Душа серебряного века (часть 1)

Анна Андреевна Ахматова (1889-1966) – яркий представитель поэзии Серебряного века, переводчица и литературовед, свидетельница двух революций и двух мировых войн, прожившая насыщенную трагическими событиями жизнь. Жена и мать «врагов народа» Анна Андреевна пережила измены и разводы, репрессии и смерти самых близких людей, разрыв отношений с сыном. С первым мужем поэтом Николаем Гумилевым, с которым Ахматова состояла в браке до 1918, отношения были напряженными. В какой-то момент они «дали друг другу свободу», но регулярно пытались вывести друг друга на чистую воду, устраивали провокации и в конце концов развелись. Николай был обвинен в причастности к государственному заговору и расстрелян в 1921 году. Со вторым мужем поэтом, переводчиком, востоковедом Владимиром Шилейко брак продлился недолго – до 1922 года. Анна Андреевна об этом браке говорила, что «как муж он был катастрофой в любом смысле». Во время развода выяснилось, что их брак был недействительным юридически. Так как после
Оглавление
Анна Андреевна Ахматова (1889-1966) – яркий представитель поэзии Серебряного века, переводчица и литературовед, свидетельница двух революций и двух мировых войн, прожившая насыщенную трагическими событиями жизнь.

Жена и мать «врагов народа»

Анна Андреевна пережила измены и разводы, репрессии и смерти самых близких людей, разрыв отношений с сыном.

С первым мужем поэтом Николаем Гумилевым, с которым Ахматова состояла в браке до 1918, отношения были напряженными. В какой-то момент они «дали друг другу свободу», но регулярно пытались вывести друг друга на чистую воду, устраивали провокации и в конце концов развелись. Николай был обвинен в причастности к государственному заговору и расстрелян в 1921 году.

Татьяна Скворикова. Двойной портрет: Анна Ахматова и Николай Гумилёв. 1926 год. Офорт. 28,2 x 25,6. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
Татьяна Скворикова. Двойной портрет: Анна Ахматова и Николай Гумилёв. 1926 год. Офорт. 28,2 x 25,6. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

Со вторым мужем поэтом, переводчиком, востоковедом Владимиром Шилейко брак продлился недолго – до 1922 года. Анна Андреевна об этом браке говорила, что «как муж он был катастрофой в любом смысле». Во время развода выяснилось, что их брак был недействительным юридически. Так как после 1917 года по  советскому закону все церковные союзы приравняли к гражданским, а Шилейко, обвенчанный с первой супругой, так и не развелся с ней.

С третьим мужем Николаем Пуниным, историком искусства и художественным критиком, официально брак не был зарегистрирован. Они проживали вчетвером: Николай Пунин, его жена Анна Аренс-Пунина, их дочь Ирина и Анна Ахматова. В 1949 году Пунин был арестован по обвинению в террористических намерениях, контрреволюционной агитации, участии в контрреволюционной организации, приговорен к 10 годам лагерей, умер в заключении в 1953 году.

Сын – ученый, писатель и переводчик Лев Гумилев, арестовывался четыре раза, в лагерях в общей сложности пробыл 15 лет. У Льва Гумилева с матерью всегда были сложные отношения, а за несколько лет до ее смерти после очередной ссоры они перестали общаться.

Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень,
Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Анна Ахматова, поэма "Реквием" (отрывок)

Опальный поэт

Трагична, не только личная жизнь Анны Ахматовой, но и творческая. Несмотря на то, что после октябрьской революции она сознательно решила остаться на родине в это трудное время и в своих произведениях осуждала эмигрировавших, Ахматова находилась в числе опальных поэтов. Ее стихи подвергали цензуре, не печатали, а саму Анну Андреевну исключили из Союза Писателей СССР.

«Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Её стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусство для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом, наносят вред делу воспитания нашей молодёжи и не могут быть терпимы в советской литературе.»
Из Постановления оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» от 14 августа 1946 года:

Конечно, все эти трагические моменты жизни не могли не отразиться на творчестве Ахматовой. От темы любовных переживаний она переходит к «гражданской» поэзии и теме сталинских репрессий. Ее лирика была наполнена не только личными переживаниями, но и размышлениями о судьбах и трагедиях народа. Как писала Ахматова, «такой судьбы не было еще ни у одного поколения».

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час.. .
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Анна Ахматова

Душа серебряного века (часть 2)