Рассказываем историю создания популярной серии фильмов и о том, какой смешной получилась "Спираль".
История создания
Прежде чем поговорить о "Спирали", давайте вспомним, как была придумана история изобретательного маньяка.
В 24 года у сценариста Ли Уоннелла внезапно и надолго заболела голова. Будучи мнительным человеком, он так накрутил себя, что ещё до посещения врача твёрдо уверился в том, что у него рак мозга самой последней стадии. Сидя в больничном коридоре, ещё не зная результатов анализов, Уоннел клял судьбу, думал о том, что не ценил жизнь, что какой-нибудь злой человек живёт себе поживает, а он, хороший в общем-то парень, совсем скоро умрёт в муках. Одна мысль цеплялась за другую и таким образом в общих чертах сюжет “Пилы” Уоннелл разработал уже в больнице. Когда доктор сообщил ему диагноз - мигрень, а не рак мозга - Ли уже придумал больного раком психа, при помощи хитроумных ловушек учащего людей ценить жизнь.
Друг Уоннела Джеймс Ван помог написать сценарий и поставить по нему короткометражный фильм. “Пила” стала дипломным проектом Вана и Уоннела в киношколе. Руководитель курса был в восторге от “Пилы” и отправил выпускников в Голливуд с рекомендацией. В Голливуде тоже оценили работу Уоннела и Вана и дали им бюджет на съёмки полного метра. Ли Уоннел стал известным сценаристом, запустил с Ваном помимо “Пилы” хоррор-франшизу “Астрал”, снял “Человека-невидимку”. Джеймс Ван в первую очередь известен как режиссёр “Аквамена”. А “Пила” выдержала семь продолжений и дожила до перезапуска, даже не скатившись до direct-to-video.
Перезагрузка
Трудно оценивать такие фильмы, как “Пила”, тем более предъявлять им какие-либо требования и спорить о правдоподобности и реалистичности. Показатель качественности у этой кровавой франшизы ровно один - противно смотреть на экран, значит фильм удался. А как выжил Джон Крамер, а тем более, как он построил все эти хитроумные ловушки, это всё второстепенно. Поэтому и “Спираль” тоже нельзя назвать плохим фильмом (хотя это однозначно плохой фильм). Есть ловушки? Есть. Так что ж вам ещё надо?! Но в этот раз неловушечная часть как-то особенно контрастирует с ловушечной. “Спираль” - это фильм про продажных копов, где сцены, в которых Крис Рок в костюме американского копа морщит лоб, смотрит в окно и кричит, прерываются сценами пыток, как мультсериал про Бивиса и Баттхеда прерывается живыми музыкальными клипами.
Из-за того, что “Пила” всегда была фильмом категории “Б” с малоизвестными актёрами в главных ролях, то бредовый сюжет и многочисленные штампы смотрелись естественно. А тут вдруг Крис Рок и Самюэль Л. Джексон. Всякие фильмы были в карьерах этих без сомнения выдающихся артистов, но само их появление уже ставит “Пилу” на новый уровень. Значит и спрос с неё больше. “Спираль” уже нахватала зелёных помидорных клякс на Rotten Tomatoes, и на “Кинопоиске” у неё стоит неуд (то есть меньше семи).
Это же комедия!
Но если взглянуть на “Спираль” под комедийно-пародийным углом, то от фильма вполне можно получить удовольствие. Может, “Спираль” даже когда-нибудь приобретёт культовый статус именно как комедия, которая не должна была быть комедией. Крис Рок обещал, что привнесёт во франшизу юмор, он его и привнёс. Но смешно не от шуток Криса Рока, а от тех сцен, когда он всем своим лицом показывает, насколько он серьёзный драматический актёр. Фильм очень похож на пародийные скетчи американского шоу Saturday Night Live, где когда-то блистал Крис Рок. Кажется, актёры вот-вот расколются и рассмеются. Особенно веселит шеф полиции, а точнее пародия на шефа полиции, которого по всем современным голливудским правилам играет цветная женщина. Не поймите неправильно, смех не в том, кто играет, а в том, как играет.
А ещё забавно наблюдать за попытками Криса Рока повторить свои любимые фильмы. Вот персонаж Криса Рока по имени Зик прежде чем идти на дело с бандой, в которой он работает под прикрытием, обсуждает “Форреста Гампа”. Выглядит это так, будто Крис Рок накануне посмотрел “Бешеных псов” и очень хочет, чтобы в его фильме тоже такое было. Потом циничный Зик с очень серьёзным лицом поучает своего молодого напарника, рассказывает про несправедливую жизнь и коварных жён. Выглядит это так, будто Крис Рок накануне посмотрел “Семь” и очень хочет, чтобы в его фильме тоже так было. Он как-то в интервью сказал, что его “Пила” - это примерно как полицейские фильмы с Эдди Мерфи. Но те фильмы были комедиями, то есть он сам признаёт, что “Спираль” - это комедия. Значит либо так и было задумано, либо Рок, увидев результат, что называется, сдал назад, объявив своё творение комедией.
Любой комик рано или поздно сыграет драматическую роль, а любая серьёзная франшиза или даже целый жанр рано или поздно превращается в комедию. Для “Пилы” и Криса Рока этот момент совпал (правда, у Рока до этого ещё был сезон сериала “Фарго”, но это на ТВ, так что не в счёт). А как вообще Крис Рок оказался в “Пиле”? Оказывается, он всегда фанател от “Пилы” и очень хотел продолжения кровавого банкета. Напомним, что “Пила” активно выходила в нулевые, а 2010-е вышла только одна финальная серия. Так вот, как-то раз Крис Рок повстречался с главой студии Lionsgate на свадьбе общего друга и предложил ему перезапустить серию фильмов с ним в главной роли. Желание актёра было учтено, умирающая франшиза была не против заполучить звезду. В первом варианте сценария герой Криса Рока был родственником персонажа Дэнни Гловера из первого фильма. Но позже сценаристы приняли решение не цепляться за старую историю и перезапустить серию, но в той же вселенной, где происходили события предыдущих восьми фильмов. От оригинальной “Пилы” в “Спирали”, кроме ловушек и пыток, осталась та самая музыка и портрет Тобина Белла.
В завершение можно сказать, что "Спираль" заслужила тухлые помидоры, но для фанатов "Пилы" в этом фильме есть хитроумные ловушки, а для поклонников таких фильмов, как “Комната” Томми Вайсо или даже “Голый пистолет” и “Очень страшное кино” - всё остальное.
А вам нравится "Пила"?
Текст: Михаил Мосягин
Фотографии взяты из свободных источников
Подписывайтесь на наш канал и ставьте 👍, чтобы не пропустить другие интересные посты 🤗