Весь день с утра раннего, мальчишки старательно выполняли всё, что входило в их обязанности и то, о чём их попросят старшие, только бы отпустили к деду послушать про казака Скударныя.
Когда всё было сделано, Аграфена разрешила мальчишкам пойти к Безродному.
— Я тоже пойду, мне это знать хочется — сказал Николай и догнал братьев.
У ворот все вздрогнули от окрика отца:
— К Безродному направились? Мальчишки замерли, а вдруг отец завернёт от ворот в дом?
— Ступайте, только к ужину не опаздывайте, нето с пустым брюхом спать отправитесь — предупредил отец и отправился в конюшню.Довольные ребятишки в припрыжку кинулись бежать к деду.
Как обычно, устроившись поудобнее у печи, дед повёл свой рассказ о атомане Ермаке, да казаке Скударные.
— Боле трех веков минуло с той поры, а память-то людска жива — дед глубоко вздохнул и несколько секунд помолчав, продолжил.
— И передается ета быль из уст в уста, от старого, да к малому. Ето вот как я вам, а уж вы, стало быть, детям, а потом и внукам своим сказывать станете. Так и живёт энта быль с давних времён веками средь людей.
А в те давние времена по всей широкой Сибири, всякого народа много было, тока издревле уж так повелось, коле едный народ боле других расплодится, так идут друго место искать, а отыщут так все туда и уйдут. Рыбка то ищет где поглыбже, а человек где побаще.
Так вот в то-то время боле всех, здеся народ татарский жил. Помните, я сказывал, как они на пустых местах селились? Ну, вот населились, расплодились и от разных родов своих разно племя вести стали.
Хош и были они разных племен и разного роду, да все едно, татары. Земли-то велико, да тока они ее не пахали, ничего в неё не сеяли и овощей не рОстили. Чё надобно для пищи, им сама Земля ро;дила. Лук да чеснок, они дикий собирали. Земля сибирска богата, лесу-то всяково вдоволь. По полям, да лесам ягод разных, видимо-невидимо.
Орех кедровый, для них, ровно как для нас хлеб. Они етот орех толкут, да молоко с него ладят, али с кореньями мешают, да лепёшки пекут. А уж коли кедровой шишки много, так и пушному зверю сытно, живет, да множится. На сочных травах маралы, да козы мясо нагуливают.
А в озёрах сибирских, да в реках полноводных, рыбы водится, как комаров в болоте, ловить - не переловить. Татары рыбу ловят, зверя бьют, мед у диких пчел берут, да тем и кормятся. Словом живут, не тужат, а жизни радуются. Места много, Сибирь больша.
Жили так веками и ещё бы жили, да пришел Кучум, себя сибирским царем нарёк, и велел всем сибирским народам, ему поклоняться.
Местные ханы, да баи, удумали было мятеж учинить, чтобы народец поднять, да прогнать Кучумку-самозванца.
Тока Кучум их упредил: Всех мятежников словил и порешил, а и род кажного без жалости всех до едного вырезал. Земли ихни себе забрал, молодых мужиков в своё войско определил, а старых баб да стариков сничтожил, оставил тока молодушек . Удалось все ж таки е;дному родовитому татарину от Кучумки в Русь сбежать. Ранен был татарин, а дошел до самой Московии. Царю Батюшке в ноги кинулся, дескать, не вели мя казнить, а дозволь слово молвить. Окинул взглядом его царь Иван Васильевич и думат, а ведь татарин-то не из простых будет. Коли по одёже судить, так почитай, родом то из князей, да и по-русски толмачит чисто, как на родном. Долго не раздумывал царь, а и разрешил-таки ему обмолвиться.
Ох, как слёзно, да настойчиво, просил он войско русско собрать, да на Кучумку напасть, штоб земли сибирски у Кучумки отнять. А он, татарин энтот, царю Великой Руси, в энтом деле ещё и подсобить готов. Прослушал царь и молвит :.
— А для чё мне твоя Сибирь? Хвороба, для чела мово?! — а татарин-то не униматся, продолжат сказывать, Сибирь мол, место богато, пушнины не считано, в реках рыбы не меряно, вокругом золота велико множество, да полным-полно каменьев чёрных, угольных. Сибирский народ мира хочет, всё, што станет надобно русскому царю, всё для него добудет, всё сладит.
Выслушал царь Всея Руси сибирского татарина, и решил спытать его. — Прими — говорит — веру нашу православну, басурманам веры нету. Прими и имя ново, православно, а там и зрить будем, кто ты таков будешь.
Так и стал сибирский татарин веры православной, а нарекли его Еремеем. Ерёма, стало быть. Вспомнил Ерёма, што на родине, в родных сердцу местах, есть река, Ермаком зовется. И понял, что неспроста он имя тако получил. Оно его с родиной крепко вяжет, да и назвался Ермаком.
Не до Сибирских земель было царю Ивану Василичу, тринадцатый год пошёл, как война ливонская длится, а тут ещё и Крымский хан набеги творит. Аккурат перед приходом Ермака, на год пораньше, прознал Крымский хан, што царя Ивана Василича не будет в столице и собрал свою армию и пошёл на Москву, да и сжёг её дотла. Страсть. как Москва горела. Даже татары поживиться ничем не могли, кто лез мародёрничать, то выбежать не успевал, сгорал.
Посулился Крымский хан,ещё раз придти и царя Ивана Василича в полон взять.Стал собирать царь Всея Руси войско для обороны.Целый год собирал, хану Крымскому грамоты слал, што мол давай без войны договоримся, я мол для тебя ничего не пожалею. Пока тот отвечал, да пока Иван Васильич ему сызнова писал, год и прошёл. Тут-то Ермак и пригодился.
Ровно через год, Крымский хан собрал своё войско, в которо ещё и турецки янычары прибыли и нагайско войско присоединилось, надеялись ослаблену Расею разом взять. Уж други; страны хрест на Великой Руси поставили. Шутка ли, тока сказать,што столицу страны вороги сожгли.
Вот и пошёл Ермак русски земли защищать. Отбились от Крымскова хана с большим трудом. Войско то у хана в три раза боле нашего было, да завсегда выручат русска мудрость да смекалка. А коли не отбились бы так, как други; страны в иго турецко попали бы.
Вот Ромеи не стало, Болгария, Греция, Македония, Косово, Сербия, Румыния,Черногория, Молдавия, Хорватия, Венгрия и ещё восточны страны, до пятисот лет под турецким игом живут, а которы и семьсот терпят.
Таку участь и Расеи уготовили. Земли промеж себя поделили. Да не посрамили войны Руси Великой, отстояли державу ценой собственной жизни. Двенадцать раз пытались турки Расеей овладеть за двести с лишнем лет, да ничего у них не вышло. Так вот и отбиватся Расея то од одих, то от других, а никому не покорятся.
— А пошто татаро-монгольско иго получилось, пошто тогда не защитили Россию воины? — спросил любопытный Санька.
— Не было детки никакого татаро-монгольского ига. Не было. — дед глубоко и печально вздохнул.
— Как же не было, коли батюшка в школе сказывал, что было, врал? —удивился Ванька
— Не врал. Как его научили, так он и сказывал, а ига не было.
— А что было? — спросил Андрейка.
— Да много чё было. На Русь-то завсегда зарились. Ето в како время смотреть.А никто и не знат толком-то время. Придумать придумали, а како время выбрать, не сумели.То ледово побоище с ливонцами. То промеж себя князья вздумают повоевать.То с местными татарами сгребутся.
А то и князья и татары по обе стороны, как на Куликовом поле было. Не до монголов было. Да и не отважились бы они на Русь пойти. Монголы, самый миролюбивый народ из жёлтых татар.
— А Китай они завоёвывали, они же Китай тоже под игом держали, как сказывают — задал свой вопрос и Николай.
— А вот ты мне поведай, мил человек. Вот цыгане кочуют на нашей земле Расейской, они на нас своё иго наложили?
— Нет — отрицательно мотнул головой Николай.
— Так и монголы кочевали по Китаю, пока докучать не стали, а как стали, так они их и выпроводили с Китаю-то.
— Так и Чингисхана выходит не было? — выразил свою догадку Никитка
Помните, я вам сказывал, што как тока наши предки отдали жёлтым татарам землю свою, а они её промеж себя делить стали, так вот монолам и моголам досталась самая не плодовита земля.
Вот они и бродили по Китаю, как цыгане по Расеи, по нашей земле не хаживали. Када Китай запретил им бродить по их земле, то им деваться некуда, как на свою, не плодовиту землю возвращаться.
Тада и объявился етот человек. Родом он из народу, который прозывался народом ди, китайцы их прозывали рыжими дьволами. Император Петро Первый их окрестил кыргызами. Они на Енисейских землях проживают и до сих пор. А ране у них цело государство было. Так вот с етого народу, из Енисейских земель человек по имени Тэмек и стал предводителем монолов и моголов.
Ростом он был, как и все динлины, высокого. Глаза коли злой, так зелёны, коли добрый, так голубы, и борода рыжа. Учил он их, как хозяйство вести, как на едной земле жить, как её защищать. Хладнокровно учил, пощады не давал. Поначалу они его называли хотя и на монгольский монер, но по имени, Тэмуджином, а уж опосля по прозвищу.
В те годы часто больши холода были, порой за лето и снег не стаивал. Тада у некоторых татар холод звался по ихнему - чисхаан. У якутов и щас холод так зовётся. У них, у якутов, до сих пор там холодно и нет лета, весна да осень и опять зима. Так вот монголы етого предводителя и прозвали за его хладнокровие -Холодом.
По- татарски, стало быть, Чисхааном, а дале уже глухой перезвон получился, один сказал, другому передал, так как услышал. Бывало набеги монголы с етим правителем делали, но боле всего на китайски племена. Китайцы творили частые набеги на Енисейские земли, очень донимали народ ди.
Вот и задумал Тэмек поквитаться с китайцами за спалёну хату, за погибшу семью. А тут у монголов беда, китайцы боле на свои земли не пускают. Решил Тэмек собрать все племена в едный кулак и монолов и моголов, и ещё каки были там племена, всех и назвал он етот народ монголами. Законы для них прописал, они до сего дня по ентим законам и живут.
А на Расею идти они и не помышляли, нет. Да и как пойдёшь, коли турки так шибко овладеть желали Расеей. Всю почитай Европу под себя подмяли, иго своё на всех наложили, а Расею, никак не удаётся сломить.
А тут монголы, эх турки бы их в бараний рог скрутили, а Расею не дали. У них у самих слюнки по Расеи текли. А знате, почему турки в Расею хотят? А они вышли с Саянских гор, татары саянски.
Отправились лучшие места искать. Породнились с арабами и осели, а языка своего не лишились. Они по сей час молвят на едном языке с нашими алтайцами. Вот и тянет их на родину. Вот и докучают нам. Да и татары, они никада с монголами дружбу то и не водили.
Ну, да ладно, мы про Скударныя да Ермака сказ ведём. Больше десяти лет Ермак служил царю русскому. Верно служил, преданность полную выказал русскому царю-батюшке.
Против Крымскова хана воевал честно, отважно, вот и доверили ему атаманство. Храбро воевал атаман в ливонской войне, успешно ходил на Литву, участовал в битве под Шкловом, освобождал Псков, сражался со шведами.
Славу заимел храброго воина и дерзкого атамана. Казаки за него и в огонь, и воду пойти были готовы.
А в ето время, отряды Сибирского хана Кучума, уж больно надоедать стали своими набегами на приуральские земли русски. То на купеческий обоз нападут, весь разграбют, да и самих-то купцов до нитки оберут. А то и обоз ихний весь умыкнут.
То русских мужиков словят, да в полон возьмут. То девиц молодых сполонят. А то возьмут, ради потехи, да и запалят деревню, што подобротне будет. А уж купцам-то Строгановым совсем житья не стало, бывало по целому дню в осаде просидят.
Вот и призадумались, богаты купцы Строгановы, как жить дале, судили, рядили и, в едином сошлись, што урезонить Кучумку надобно! Уж больно разошлись его татарски воины в вольности своёй. Посидели за круглым столом братья, покумекали, да и порешили, што надобно царю Батюшке челом бить, о том, што пора пришла собирать воинство на Сибирского царя Кучума.
Царь Иван Василич согласие дал, но и повелел купцам Строгановым энтих воинов снарядить всем добром воинским, и на всё время походу обеспечить отряд провизьей.
Призвал царь Батюшка удалых казаков со всея Руси-Матушки. Прослышал про то и Ермак, а по ту пору он уж атаманом прославленным стал. Дерзкий атаман казацкий, вновь упал в ноги царю Батюшке и просить стал
— Великий царь, дозволь мне отряд повести, все тропы и все дороги мне ведомы. Кому как не мне надобно поквитаться с поганым Кучумкой. Весь мой род порешил, жену молоду себе забрал, людей моих на себя работать заставил, земли мои себе присвоил.
Ну, стало быть, подобрали в етот отряд, самых отважных казаков. А верные казаки, што с атаманом в боях за правое дело бились, как узнали, што он воинство набират против Кучума, так и встали в строй и сказывают, ты мол атаман с нами под стрелы огнены ходил, с одного котла кашу ел, на сырой земле с нами рядом спал, глотком воды последним делился, мы с тобой и дале готовы воевать за правду. Среди етих казаков, которы во все войны с Ермаком ходили, был и казак Скударный.
Снарядили подводы огненным оружьем: пищалями да пушчонками. Несколько подвод сготовили с съестными припасами. Во главе отряда Ермака поставили. Боле десяти лет ждал Ермак, кода наконец Русский царь войско даст. Вот и пришло энто время, 1 сентября семь тыщ восемьдесят девятого лета Больно уж обидел Сибирский царь Ермака, вырезал весь род его, а жену красавицу себе взял.
Жена Ермака ребёночка ждала, последнее единственное зерно рода Ермакова. Ждал, ох как ждал етого походу Ермак, боле десяти лет ждал. Вот и пришло энто время, вот и наступил энтот час. Из Орла-городка на казачьих стругах – плоскодонках, отправилось воинство атамана Ермака по горам, да горным рекам Урала.
Умён был атаман, повёл казаков дорогой неведомой, штобы не то, што войско, но и разъездов татарских нигде чтобы не повстречать. Поднимались на стругах по реке Чусовой, до устья реки Серебрянки. Чтобы попасть в Обску водну местность, лодки тащили волоком через гору, в реку Журавль. Там и остались на зимовку. Там и первый бой пришлось отряду Ермака принять.
К весне уж дело было. Послал Кучум отряд Мурзы в разведку. Хитрый татарин, так тихо прошёл, што отряд Ермака никого и не заметил.
Весна наступала, Ермак в путь готовиться начал. А в ето время на казацкий отряд двинулось войско татарско. Хитры татары, да не разумны. Как дошли до реки Сторожевой, а там застава стояла, так тут же давай избы жечь.
Дым от заставы высоко поднялся, да так, што на других русских заставах энтот дым виден стал. К какой заставе ни подойдёт войско татарско, а его уже там ждут, все ворота на засовах, а пушки на изготовке.
Пока татары до отряда казаков дошли, дык их изрядно потрепали по заставам. Отряд тоже не дремал, поджидал войско татарско совсем в другом месте, на реке Туре, на несколько верст к татарам ближе. Как тока войско татарско вошло в горы, так посыпались на них заряды пушек и пищалей. Всех и положили, ну а кого не положили, так тем раны нанесли.
В отряде Ермака тоже несколько раненых было. Так вот казак Скударный, в лекарском деле слыл знатным мастером. Имел при себе разные снадобья, тем и пользовал раненых и всех вы;ходил.
Все живы и здоровы путь свой дале продолжили. А путь-то шел к столице ханской, к Сибирь-городу. Взял атаман Ермак главный город хана. Сам хан Кучум с сынами своими в тайгу Джунгарску, сбежал. Два года о нём ни слуху, ни духу не было.
Потянулись к Ермаку ходоки, от кажного роду с подношеньями, все мира просили, да царской защиты. Ермак подношенья принимал, а с ходоков присягу русскому царю брал и объявлял их подданными царю всея Руси Великой.
Два года Ермак по Сибири шел, от едного городка да к другому, от едного улуса до другого улуса и везде понуждал сибирских жителей, принять присягу царю русскому.
А кода все поселения на верность царю Руси Великой присягу приняли, так отправил Ермак гонца к Ивану Грозному с грамоткой, в которой сообщал об успешном присоединении земель Сибирских к Руси Великой.
Царь Иван Грозный наградил Ермака царскими доспехами искусной работы, а еще прислал грамоту, в которой наделил кажного казака землицей сибирской, и што брать казакам землю дозволено, кому кака по нраву будет и скока кому етой землицы надобно. И покуда род казака будет стоять на страже границ Великой державы, по ту пору и будет принадлежать ему и роду его, энта земля.
Сильно осерчал Кучум, кода ему поведали, про то, што Сибирь таперь землями своими к Руси присоединилась. И што народ сибирский присягу на верность царю русскому дал. Повелел он воинам своим на казацкий отряд напасть всех погубить и голову Ермака ему принести.
Не ждал Ермак ханских воинов, про них уж, и думать позабыл. А они подкараулили казацкий отряд, да и врасплох напали, в аккурат на берегу реки Ох, и славно сражался отряд, разбил таки войско ханско да тока в энтом бою ранет был отважный атаман Ермак. Рана - то и не смертельна была, да доспехи, подарок царский, тяжёлыми оказались и на дно реки потянули.
Тока в етой реке местный татарин бреднем рыбу ловил и атамана из воды вытянул. Но вытащив, перепугался и бросил, и бредень, и атамана на берегу, и убежал домой.
Казаков много погибло, а те, што живы остались, видели, как атаман в воду упал.
Отправились на то место Ермака искать в реке, а отыскать не могут. Подумали, што теченьем вниз снесло, и искали его в воде ниже по течению. А он на берегу выше по течению лежал.
Вот ночью Кучумкины воины и притащили в своё село Ермака, да сорок дён в его стрелы и пускали, а он всё жив был. Стрел много пускали и от кажной стрелы кровушка атаманска на землю лилась. Бог ему силы давал. Тока никто на выручку не пришёл, не ведомо отряду было, што атаман жив.
Не долго и Кучум пожил, сказывают, што, свои с ним поквитались. Погиб Ермак, славный атаман, а казаки его на Сибирской земле на веки вечные жить остались. Границы выставили, которы сами и охраняли. У границ энтих заставы, да поселения появились. Всё больше энти поселения Колыванью звались.
Прибывали казаки в Сибирь семьями, и никто назать уезжать не помышлял. И царя, Ивана Василича не стало, а жисть-то казацка в Сибири была вольготна завсегда. Ну, а те казаки, кои без семей пришли в Сибирь, жен из местных брали. Бывало из татар, а бывало и из русских староверов.
Случалось, набредут охотники на частокол, а там староверы от мира людского скрываются. Коли окажутся хозяева не злобливы, так и дружбу с казаками заведут. Дело-то порой и до сватовства доходило и, родниться начинали. А уж коли совсем нелюдимы каки окажутся, так такой скит стороной обходят, от греха подале, стало быть.
— Дедуля, это ж ты время то про како сказывашь, про время Ивана Грозного, а тогда ещё раскола в церкви не было, он при императоре Петре был, откуда тогда староверы?
— У-у –у как ты заблудился. Староверы, ето не старообрядцы. Староверы, ето не христиане вовсе. Ето люди, которы не приняли християнство и ушли глыбже в далёки земли Расейски.
А старообрядцы, ето те, християне, которы на лоб два перста ложат, а три перста не желали накладывать, на хрестиках распятия не имели и тоже не желали таки крестики иметь, ну да много чево ещё, што они не приняли и воспротивились етому и ушли в леса.
Ну, так вот, лекарь Скударный, тоже жену себе из местных татар взял. Роду она была знатного и калым за неё женихи давали богатый. У Скударныя калыма не было, тока бай решил за казака Скударныя дочь свою выдать.
Сказывали казаки того время, будто и красоты она была неземной. Сказывали, будто казак Скударный и свататься-то не помышлял к энтой красавице, да вот тот бай сам так решил, выдать дочь за Скударныя.
Скударный-то не тока в лекарстве знатоком был, а и в грамоте разумел. На иноземном языке толмачил, да не един язык-то знал. И сапоги тачать мог и в лошадях толк знал. А знать да уметь, ето само большо богатство.
А вот то, что в Сибири свои породы особенных лошадей есть, знать не знал, и ведать не ведал. Сибирска лошадка и верхова ладна и упряжна хороша и вьючна вынослива, обучается, опять же, славно, от выстрела и ухом не поведет.
Да и воз ей под силу, такой, каков весом в десять раз ее тяжелей будет, да и любой мороз ей нипочем. Лошадка то ета, сама себя зимой прокормить сможет, снег копытом бьёт, тебенюет и траву себе находит, Никто их никода не подковывал.
Во, как, а на погляд вроде из себя-то неказисты ети лошадки будут. Решил Скударный лошадей таких разводить. Надел земельный себе выбрал, земли доброй много, леса много, реки рядом, да и пастбища сытные. Грех животинку-то не разводить. Казаки, народ дружный, помогали друг дружку обживаться на новом месте.
Дома выстроили, што палаты царски. Загоны для скота широки сладили. Земли-то немерено. Скударный кузню поставил. Всё нужное для неё, с русских застав привез. Местные наблюдали, удивлялись, как укореняются казаки, иногда им помогали, кто делом, кто советом.
Скударный хозяйством обзавёлся быстро, вёл его умело. Жена детей ему подарила много, всех их к хозяйству приучил, што сам знал, им всё передал. Дети его могли и дом поставить, и подкову сковать, и болезного на ноги поставить, и сапоги сточать, и валенки свалять. Вот такой человек был, етот казак Скударный.
С разных мест Расеи-Матушки пришли казаки в Сибирь, а ушли корнями в землю Сибирску. Тока вот с приходом на престол Елизаветы, дочери Петра Великого, границы сдвинулись, зе;мли Расейски увеличились, а поселенья, што при старых границах были, так и остались на прежних местах, да с прежними прозваниями. Вот село старинное Колывань. Как думати, вот пошто его так величать стали? Ааа! Молчите.
— Ну, колья Ивана там наверно,— неуверенно произнёс Санька.
— Смекнул скоро, а вот какого Ивана колы-то? — Санька пожал плечами.
— А колы, как есть, самого Ивана Грозного. О! - подняв указательный палец, утвердительно произнёс дед.
— Это чё, получается, сам Царь Иван Грозный здеся бывал? - удивился Ванька.
— Казаки царски, от его Величества колы на границах ставили, сами ставили, сами и охраняли. Так границы Руси обозначались. И все про то знали, што ето границы земель Руси Великой.
Вот про то и толкую, што границы-то расширились, а названья прежни остались. Казаки тож на прежних местах жить остались, а на новые земли у новых границ-то, други;, новы казачьи отряды с Расеи шли и селились. Вот, то оно и есть.
Николай был очень удивлён,. — Живу, живу а про то, не ведаю, о чём Безродный рассказывает — подумал Николай. Слушал он очень внимательно, впитывая в себя всё, о чём слышал.
— Дедуля, а пошто ты лекарем моего старшого батяню прозвал? — спросил Ванюшка.
— Да не про твово я. Твой-то де? Дома! А энтому Скударному почитай четвертый век пошел. — объяснил дед.
— Так это выходит, что он тоже наш, тока совсем давным давно, был? - не унимался Ванюшка.
— Ну выходит едок. – согласился дед и продолжил.
— Род Ермака оборвался, едно было зёрнышко, его сынок новорожденный, и то Кучумским стало.
А вот казак Скударный в Сибирь пришёл и врос корнями в ету землицу, и пошёл его род расти и ширится по всёй Сибири и дале.
Ну мои любезны, што сам ведал, то вам поведал. Вот и весь сказ. Што узнали, не забудьте, а другим деткам сказывати, Давайте-ка отроки будем прощаться, Лихом не поминайте свидимся ли ещё, не ведаю. Но обещаю, как в ентих краях буду, так загляну, — он каждого прижал к себе, ободряюще похлопал по плечу.
—Ну, ступайте с Богом по своим хатам, — грустно стало ребятам, очень уж интересные сказы были дедом Безродным поведаны. Николай эти сказы через всю свою долгую жизнь пронёс. Наказ деда Безродного помнил, поэтому не скупился про предка Скударныя рассказывать и правдивую историю России нести.
Мальчишки домой пораньше прибежали, голодные, но счастливые, что про Скударныя теперь всё знают. Только отъезд деда Безродного их огорчал.
— Пошто это вы нынче скоренько-то обошлись, — спросила Аграфена, ласково взглянув на своих племянников —- Голодные? — спросила она и, мальчишки утвердительно закивали.
— Дедушка спозаранку завтра уходит, с нами попрощался — торопились поделиться с Аграфеной мальчишки.
— Сказывал, что неведомо ему, свидимся ли ещё. — сообщил Ванька.
— Сказывал, как в наших краях будет, так заглянет сюда к нам — дополнил Санька.
— Вот квас — Аграфена поставила крынку с квасом на стол и пояснила:
— Он с медом и взваром из полыни и изюму, заморите червячка, а я пока вареники с картошкой отварю — поставив на огонь чугунок с водой, принялась поджаривать лук на постном масле, что бы сдобрить им вареники.