"Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе..."
Действительно, на первом этапе нашего обучения, мы осваиваем навыки, умения. С возрастом объём знаний возрастает, но падает интерес к обучению, успеваемость и т.п.
Несмотря на провозглашение компетентностной парадигмы, наша система образования всё ещё стоит задними колёсами на старых рельсах: надо впихнуть в ребёнка больше знания! Надо изучать больше дисциплин! Нужно больше факультативов и дополнительных нагрузок! В результате мы имеем детей, не знающих себя, своих интересов, не умеющих адаптироваться к социуму, "самозапертых" в аккаунтах соц. сетей.
И это ещё не говоря о том, что во многих развитых странах компетентностная парадигма считается пережитком прошлого.
В рамках своей педагогической практики я пришла к выводу, что главными векторами образования должны быть (по крайней мере на этапе среднего и старшего звена) развитие мышления и других психических процессов, а также самопознание и самопринятие (осознанность "на минималках").
Если ребёнок умеет креативно мыслить, он сможет найти и усвоить необходимую ему информацию. Если он владеет мнемическими приёмами, то всегда подготовится к любому экзамену. Рост информационного потока не позволяет подготовить детей ко всему, дав им поверхностные представления обо всём на свете. И ещё - креативность не развивается танцами, рисованием и прочими кружками. Да, они важны для самовыражения, эмоционального отдыха и т.п. Но креативность связана с развитием психики, с освоением техник и инструментов, направленных на гармонизацию личностного роста.
Например: у всех из нас есть 3 модальности: аудиальная, визуальная, кинестетическая. Это сенсорные системы, позволяющие нам воспринимать окружающий мир - слух, зрение, вкусовые рецепторы, кожа, вестибулярный аппарат. Чаще всего, у человека превалирует развитие одной из систем. Но для полноценного восприятия мира необходима гармонизация всех систем. Проще всего это понять на примере повозки с лошадьми. Представьте: у вас есть повозка и в неё запряжены 3 лошади. Но тянет повозку только одна, остальные неспешно идут, спотыкаясь, и тянут лидера назад. Вопрос: как быстро выдохнется и умрёт рвущаяся и тянущая всех вперёд лошадь? Также и у вас: как быстро сдаст, постоянно работающий орган? Это, в том числе, объясняет, почему сегодня много детей с нарушением зрения. Современный мир в большей степени ориентирован именно на визуальное потребление: ноутбуки, смартфоны с картинками, мемами, видео, играми.
Сейчас я занимаюсь разработкой образовательной программы ДО, цель которой - развитие интегрально-креативного стиля мышления. Сама эта концепция не нова. Её создателем является Дронова Т.А. (и мне очень повезло у неё учиться). Моя задача - адаптировать полученные знания на детский возраст, чтобы будущие поколение получили важные инструменты личностного развития как можно раньше.
По вопросам сотрудничества можно обращаться вк: https://vk.com/mk_nl