Найти тему
InFocus

«ЧЕМУ НАС УЧИТ СЕМЬЯ И ШКОЛА»: СНИЖЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ПРОЩЕ ВСЕГО «СПИСАТЬ» НА ШКОЛУ

Президент РАН Александр Сергеев в ходе всероссийского форума «Молодежь и наука», проходившего в конце прошлой недели в Нижнем Новгороде, заявил, что уровень подготовки студентов в российских высших учебных заведениях падает. Во многом это связано со снижением уровня школьного образования, считает президент РАН. Получается, что-то близкое с Владимиром Высоцким: «Теперь позвольте пару слов без протокола: чему нас учит семья и школа?»

Президента РАН поддержал главный детский онколог – гематолог, член президиума РАН Александр Румянцев: «Александр Михайлович очень своевременно поднял проблему качества образования в наших вузах. Особенно это актуально для медицинской науки: мы тоже наблюдаем приток в здравоохранение недостаточно подготовленных людей. Соответственно тратится масса времени и сил на их дообучение, и не всегда эти траты оправдываются», —  заявил Румянцев.

На мой взгляд, выводя вузы из-под удара, президент РАН здорово упрощает проблему. Конечно, никто не спорит – вчерашние школьники далеко не всегда подготовлены к обучению в вузе. Вузовские преподаватели истории жалуются: вместо того, чтобы на занятиях обсуждать дискуссионные вопросы исторической науки, формировать у обучающихся системное мышление, показывать связь между прошлым и настоящим, они вынуждены восполнять пробелы в образовании студентов, работая как школьный учитель. Преподаватели механики сетуют на то, что изучать эту науку со многими сегодняшними студентами невозможно, потому как они не готовы к решению простейших тригонометрических задач.

-2

Уровень подготовки студентов в российских вузах падает на глазах

Но… Разумеется, было бы здорово все свалить на школы, но на деле все значительно сложнее. Высшие учебные заведения вносят свой «посильный» вклад в снижение качества высшего образования. Назовем причины, которые, как говорится, на поверхности.

Активная нагрузка ППС медленно, но верно растет. Способов для ее повышения не счесть. Например, «поиграть» нормативами на различную внеаудиторную работу в сторону уменьшения. В результате работать со студентами становится некогда. Если преподаватель ежедневно находится в аудитории по  три-четыре пары, то у него господствует единственное желание – провести эти занятия, максимально экономя собственные силы.

Еще одна причина – преподавательское «бумаготворчество» — непрерывное и многократное написание, переработка и актуализация рабочих программ дисциплин, фондов оценочных средств, методических материалов для практических занятий, самостоятельной работы студентов и прочих «важных» документов не оставляет времени для нормальной педагогической работы. Иногда, честное слово, складывается впечатление, что существуют специальные чиновники, основной функционал которых – загрузить вузовских педагогов ненужной работой. С этой целью придумываются новые документы, которые нужно готовить, регулярно меняются формы этих документов. Печально, что немногочисленные молодые вузовские педагоги, не заставшие другие времена, начинают искренне считать, что в этом и состоит «соль» преподавательского труда.

-3

Многие уверены – вся беда в низком качестве среднего образования

Далее. Давайте скажем честно — финансовые условия функционирования вузов сегодня таковы, что отчислить нерадивого студента практически невозможно. Подушевое финансирование и острая потребность во внебюджетных средствах сделали свое «черное» дело. Преподаватель четко усвоил – отчислять студентов себе дороже. А раз так, зачем тратить личное время на дополнительные пересдачи? Расставил всем, которые без знаний от слова «совсем» тройки, и свободен. Один знакомый профессор уже очень-очень давно сообщил мне, что ставит оценки на экзамене по принципу «знаешь – пять, не знаешь – четыре». И студенты прекрасно разобрались в сегодняшней ситуации, поэтому и тяги к знаниям часто не наблюдается.

Наконец,  многие студенты, чтобы оплатить обучение и нормально существовать в случае отсутствия родительской финансовой подпитки, вынуждены много «пахать» на работе, и им уже не до учебы. Опросы сегодняшних старшекурсников показывают, что значительная их часть уже связана трудовыми отношениями с работодателями, причем многие работают полный день и в стенах родного университета появляются только от случая к случаю, чаще в периоды зачетных недель и экзаменационных сессий. И здесь как раз и возникает благодатная почва для курсовых и дипломных работ «под заказ», для нечистых на руку педагогов, готовых поставить зачет за «небольшое денежное вознаграждение».

Поймал себя на мысли о том, что читатели этого текста, знающие проблемы высшей школы не понаслышке, смогут назвать и другие причины снижения качества высшего образования.

Так что думается, что университетам не нужно постоянно критиковать наше общее образование и ждать, когда  в школах станет все хорошо. Многое вузовское профессиональное сообщество может сделать уже сегодня, чтобы справедливые претензии уважаемых академикам к качеству знаний выпускников остались в прошлом.

Евгений Белый, доктор технических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, автор телеграм-канала «Наука и университеты»

Читайте больше материалов на нашем сайте