Как и обещала - выкладываю отдельную статью, посвященную мотоэкипу. Погнали :-)
Для всех типов мотоциклов существует своя защитная одежда - экипировка, изготовленная с учётом условий езды — трек, асфальт, грунт. Минимальные требования защитной одежды - мотоциклетный шлем, у которых есть своя классификация, о ней чуть ниже.
Мотошлемы состоят из 2 основных частей: твердой наружной оболочки (или «скорлупы» - отвечает за прочность и внешний вид), и эластичной внутренней начинки (обеспечивает амортизацию удара и комфорт при езде). Здесь размер имеет значение – шлем должен сидеть на голове плотно, не создавать излишнего давления, не болтаться и не проскальзывать. Это – основа комфорта и безопасности, вот почему мотошлем рекомендуется примерять, даже если вы знаете свой размер, особенно, если речь идет о разных производителях. При единых стандартах размерной сетки (XS, S, M, L, XL, 2XL, 3XL) шлемы разных брендов могут отличаться, поэтому примериваем и выбираем the best.
Для изготовления шлемов применяются 2 вида материалов: композиционные (стеклопластик, углепластик (карбон)) и термопластик (они тяжелее и дешевле).
Ветрозащитные экраны в мотошлемах (визоры) бывают стандартные (прозрачный пластик, иногда цветной) и улучшенные (упрочнённый передний слой от царапин, антитуманное, антибликовое, каплеудаляющее напыление, тонированные).
После аварии или падения с большой высоты мотошлем более не может применяться по назначению и должен быть заменён. Рекомендуется периодическая замена шлема на новый примерно каждые 5 лет из соображений износа и естественного старения материалов шлема, а также по причине технологического прогресса, постоянно улучшающего защитные свойства новых разработок.
Для гарантии минимальной безопасности существуют системы сертификации. Одни из них - американские Snell и DOT, а также европейский ECE, по которому в России продается большинство шлемов.
Итак, какие бывают мотошапочки :-) :
1. Интеграл (full face – полностью лицо) – закрытый шлем с защитой подбородка и откидывающимся стеклом-забралом (тот самый визор + он бывает дополнительный солнцезащитный, который расположен внутри шлема, под основным внешнем стеклом). На многих моделях присутствует система блокировки визора от случайного открытия на высокой скорости, а также слайдеры-ползунки для бесконтактного открытия забрала, что позволяет поднимать визор, не прикасаясь к нему и не оставлять отпечатков на поверхности стекла. Он считается классическим и может использоваться как для городской езды и путешествий, так и для спорта.
2. Модуляр (flip-up) – закрытый шлем, оснащенный откидывающимся подбородком. Эта функция позволяет байкеру перекусить или попить без необходимости снимать шлем полностью. Также как и интеграл может иметь модели с дополнительным солнцезащитным визором и систему блокировки от случайного открытия на скорости и ползунком для бесконтактного подъема. Самый тяжелый из всех моделей.
3. Кроссовый - понятно из названия - используется гонщикам мотокросса, его главная особенность — длинный козырек, защищающий лицо спортсмена от камней и веток во время езды по пересеченной местности. Для облегчения дыхания подбородочная часть выдвинута вперед, стекло, как правило, отсутствует, поэтому вместе со шлемом надеваются защитные очки.
4. Открытый шлем (или ¾) - шлем без защиты подбородка, может быть как с визором, так и без - он немного весит и хорошо вентилируется, но для езды на больших скоростях применять его не рекомендуется, поскольку по статистике примерно 1/4 травм головы при падении с байка приходятся на челюсть.
5. Каска - исторический прародитель мотошлемов, защищает только верхнюю часть головы, причем недостаточно эффективно. Её изготавливают из кожи, металла, пластика - используется чаще всего просто как часть байкерского стиля.
Наличие правильно подобранной мотоэкипировки позволит не только сохранить здоровье при падениях или аварии, но и снизит воздействие внешних факторов на тело водителя, позволив наслаждаться поездкой. По своему назначению вся мотоэкипировка подразделяется на 3 типа:
** городской (эластичный, прочный, износостойкий, функциональный) - подойдет в случае использования мотоцикла как основного транспортного средства - если вы собираетесь добираться на байке на работу на классическом дорожнике, подойдет любой универсальный вариант);
** мотокроссовый (защищенный, износостойкий) - подойдет при регулярных выездах на природу или движении по пересеченной местности;
** туристический (терморегуляция тела, защита от внешних факторов, разгрузка опорно-двигательного аппарата) - позволит с комфортом передвигаться на большие расстояния.
Одежда мотоциклистов это – мотокомбинезон или куртка+штаны (могут пристегиваться друг к другу) с противоударными элементами в области плеч/локтей/спины и колен, которые можно убирать и вставлять назад; спецперчатки (кожа, микрофибра, неопрен) и мотоботы.
Куртка может быть кожаной либо из текстиля (джинса, нейлон, кевлар), они существуют и без защитных пластин - это всем известные кожаные косухи – защиты ноль, имидж – все :-).
Мотоштаны оснащаются кевларовыми вставками на коленях, ягодицах и бедрах, а в области паха имеют стрейчевые вставки для обеспечения комфорта при езде. Боты бывают:
* спортивные (высокие ботинки с жесткой фиксацией, не предназначенные для ходьбы);
* внедорожные или кроссовые (высокие, технологичные и наиболее прочные);
* городские (защищенные обычные ботинки, предназначенные для ходьбы и езды).
Гонщики мотокросса иногда приобретают так называемую моточерепаху – она состоит из жёстких противоударных протекторов на зоны шеи/ключицы/грудной клетки/лопатки, позвоночника и поясницы/плеч и предплечья/запястья, которые крепятся к сетчатой основе (именно она делает защиту удобной и комфортной, позволяет коже дышать, защищая тело от перегрева – благодаря ей моточерепаха остаётся пластичной и не сковывает движения). Сами протекторы делаются из пластика или полимера, способного поглощать энергию ударов, а основа – из нейлона или полиэстера. Моточерепаха – это броня, а не предмет одежды, поэтому она не защищает от холода или осадков, по этой причине поверх неё рекомендуется надевать куртку или иную альтернативу, а летом надевать на футболку.
Моточерепахи бывают 2-х видов: городские (шоссейные) и для мотокросса:
* городские созданы для защиты от скольжения по жёстким шоссейным дорогам. Оснащены вставочными щитками под тканью, которые рассеивают силу удара по всей поверхности тела, помогая избежать переломов и вывихов. Иногда в состав защитных протекторов добавляют алюминий или титан, что делает их ещё прочнее;
* мотокроссные используются для жёсткой езды по бездорожью, они защищают от точечных ударов, смягчают падение на камни или брёвна, предотвращают травмы от веток и других препятствий - не предназначены для скольжения по асфальту.
Также моточерепахи условно разделяются на 3 типа по уровню защиты: для новичков, любителей и профессионалов.
· 1-й уровень: иногда называются защитными панцирями - они «спасают» только спину и грудь, оставляя шею и руки без защиты (иногда прикрывают и плечи). Такие модели подойдут тем, кто только начал заниматься мотоспортом и ещё не готов к выполнению опасных трюков. Использовать такие панцири для профессиональной езды не рекомендуется.
· 2-й уровень: самый распространённый - эта модель подойдёт для любителей кататься по городу или бездорожью и защитит от серьёзных травм. Помимо корпуса такая моточерепаха покрывает руки и шею. Для неё используется улучшенная синтетическая ткань, благодаря чему одежда получается дышащей и препятствует появлению неприятного запаха.
· 3-й уровень: профессиональные, они защищают грудную клетку, спину, руки и шею. Защитные пластинки свободно изгибаются под углом 25°, т. е. экипировка не сковывает движения. Щитковая защита вдоль позвоночника принимает форму тела: в такой моточерепахе можно свободно наклоняться и изменять положение корпуса.
Безопасность на дороге напрямую зависит от правильности выбора экипировки, поэтому правильно подобрать любой элемент экипа - крайне важно. На что обратить внимание?
- подходящий размер,
- плотно прилегает к телу,
- не сковывает движения ,
- вентиляция.
В целом – НЕ как выбираем себе одежду– «главное, чтобы костюмчик сидел» - здесь не прокатит, а прокатит «главное – защита».
Из экипа можно купить все сразу или по отдельности, в зависимости от денежных возможностей, предпочтений и частоты заездов мотовладельца.
Гоняйте и наслаждайтесь, но помните – безопасность - на 1 месте :-).