Однажды Эпиктет рассказывал ученикам о том, что человек рождён для честности, и что отрицающий это отрицает природную человеческую особенность. В это время в школу зашёл известный в городе интеллектуал, однажды уличённый в прелюбодеянии. Увидев его Эпиктет стал говорить о том, что отбросив природную честность и начав домогаться жены соседа мы не только утрачиваем честность, совесть и благочестие, но также уничтожаем добрососедство, дружбу и городскую общину.
Как следует обращаться с прелюбодеем? Ему нельзя доверять ни как соседу, ни как другу, ни как гражданину. Если бы он был настолько прогнившей утварью, то его бы выбросили в нечистоты. Поэтому он не может жаловаться на то, что его все игнорируют. Людям некуда деть такого дрянного и негодного индивида.
Послушав это пришедший начал спорить: "Что же, разве женщины не общие по природе?" Эпиктет объяснил, что поросёнок на пиру тоже общий, но когда его разделили на куски и раздали гостям, нельзя хватать чужие куски. И театр тоже общий для граждан. Но придя в театр нельзя сгонять людей с занятых мест. Вот и женщины по природе общие, но ты должен искать себе женщину из свободных, а не облизываться на чужую.
Оппонент обиделся: "Но я просвещенный и понимаю Архедема!" (Архедем — один из философов стоиков). На это Эпиктет ответил, что понимание Архедема не мешает быть бесчестным прелюбодеем равно как и волком или обезьяной.
Вот такая приключилась история с Эпиктетом. Имею два соображения на эту тему. Во-первых, бросается в глаза собственническое отношение к женщинам. В Древнем Риме это было нормально, но сейчас времена другие, и женщины имеют равный с мужчинами вес в семейных делах. Относиться к жене, как к доставшемуся тебе куску свинины сейчас вряд ли возможно, ведь этот "кусок" выбирает тебя так же, как ты его. Соответственно и прелюбодеяние не сводится теперь к воровству чужого. Хотя, безусловно, прелюбодеяние остаётся актом социальной безответственности.
Во-вторых, подумалось, что браки сейчас гораздо менее крепки, чем в Древнем Риме. А потому и прелюбодеяние уже не считается таким большим грехом, как во времена Эпиктета. С другой стороны, вырождение социальных отношений никогда не мешало стоикам придерживаться традиционных ценностей. Имхо, моногамия — гениальное изобретение природы для биологических видов, проживающих большими группами. В том числе и для человека. Поэтому надо следовать природе, — жить парами и воздерживаться от прелюбодеяния.
#размышления #психология #философия #любовь #мудрые мысли